Коммунисты Миасса без Зюганова Объединенная коммунистическая партия
Вторник, 23.04.2024, 17:19
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Наша газета



Миасс 

Главная » 2023 » Январь » 4 » 100-летию образования СССР посвящается. Развитие музыкальной культуры союзных республик в составе СССР
18:15
100-летию образования СССР посвящается. Развитие музыкальной культуры союзных республик в составе СССР
Развитие музыкальной культуры союзных республик в составе СССР
Доклад на Челябинской региональной научно-практической конференции, посвящённой 100-летию образования СССР.
Докладчик - кандидат философских наук, профессор Иван Иванович Щедрин.

«Музыкальная культура» – понятие весьма ёмкое. Оно включает в себя и композиторское творчество, и музыкальное исполнительство во всех его жанрах, и сеть театров, концертных залов, и систему музыкального образования, и подготовку слушательской аудитории и многое другое. Именно в таком ключе я намерен рассматривать заявленную тему.
Для того чтобы выяснить, что получила музыкальная культура братских народов от вхождения в состав СССР, надо охарактеризовать её состояние к моменту образования СССР и выявить изменения, произошедшие в составе Союза.

Прежде всего, надо отметить, что состояние музыкальной культуры союзных республик на момент их вхождения в состав Советского Союза было далеко не равноценным. Наиболее зрелой и развитой была она в РСФСР. Здесь действовала одна из сильнейших в мире композиторская школа, представленная к тому времени выдающимися именами А. К. Глазунова, Д. Д. Шостаковича, С. С. Прокофьева, Н. Я. Мясковского, С. Н. Василенко, Р. М. Глиэра, М. М. Ипполитова-Иванова, и многих других. Не менее яркими именами было отмечено исполнительское искусство. Назовём лишь некоторых из наиболее известных музыкантов. В области вокального искусства – это Ф. И. Шаляпин, А. В. Нежданова, Л. В. Собинов; пианисты – К.Н. Игумнов, А. Б. Гольденвейзер, Л. В. Николаев, Г. Г. Нейгауз; скрипачи – К. Г. Мострас, М. Б. Поляков, А. И. Ямпольский и т. д. В РСФСР работали три консерватории, несколько музыкальных училищ (техникумов) и музыкальных школ. На весь мир славились Большой и Мариинский театры оперы и балета. Функционировали нотные издательства и нотные магазины, фабрики по производству музыкальных инструментов и т.д. т.п. Конечно, для обеспечения насыщенной концертной и музыкально-просветительской жизни в такой огромной республике, какой являлась Советская Россия, этого было явно недостаточно. Вместе с тем оно послужило заделом, позволившим успешно решать выдвинутые Советской властью многообразные задачи по культурному строительству на своей территории и оказывать помощь союзным республикам.

А необходимость такой помощи была для многих республик острейшей. Ведь во многих союзных республиках музыкальная культура фактически ограничивалась фольклорным компонентом. Так, к примеру, обстояло дело в Казахстане.
Сегодня трудно даже поверить, но в досоветское время музыкальное искусство казахского народа было представлено только устным народным творчеством в виде песен. На фоне инструментального наигрыша сказители (жырши) исполняли эпические поэмы и легенды, поэты (акыны) складывали поэтические композиции, сказочники (ертекши) рассказывали басни и сказки. Все они представляли нечто подобное современному рэпу. Наряду с ними широко бытовало исполнение чисто инструментальных пьес – кюев.
Полностью отсутствовало коллективное музыкальное исполнительство в виде хоров, оркестров, ансамблей. Не было учреждений типа музыкальных театров, концертных залов и т.п. Из массовых форм приобщения людей к музыкальному искусству были широко распространены публичные состязания певцов и музыкантов (айтысы), собиравшие большую аудиторию, своего рода, болельщиков-слушателей.

Письменная (нотная) фиксация музыкальных сочинений отсутствовала. Не было также и никаких специальных музыкальных учебных заведений. Все исполнители были самоучками, перенимавшими в индивидуальном порядке искусство старших мастеров.

С победой Великой Октябрьской социалистической революции и последовавшим затем вступлением Казахстана в состав РСФСР, а затем в состав Союза Советских Социалистических Республик развернулся процесс активного строительства музыкальной культуры национальной по форме, социалистической по содержанию. Здесь необходимо подчеркнуть, что эффективность процесса была обусловлена тем, что это был не просто союз, а именно Союз Советский Социалистический. То есть республики объединились в единое государство, стали жить и развиваться на основе общего законодательства, принципов равноправия, взаимопомощи и взаимообогащения, утверждая принципы всемерной заботы государства о людях труда, их физическом и духовном совершенствовании. В полной мере эти принципиальные основы реализовывались и в области музыкальной культуры, которая стала государственным делом, направленным на практическое воплощение ленинского тезиса: «искусство принадлежит народу».

Становление казахской музыкальной культуры, как и в других республиках, происходило в опоре на народное музыкальное творчество, через освоение русской и зарубежной классики, использование уже накопленного опыта советской музыки. После Октябрьской революции значительно активизировалась музыкально-общественная жизнь: возникли самодеятельные музыкально-театральные кружки, хоровые коллективы, Наиболее талантливые певцы и музыканты стали привлекаться к активной профессиональной деятельности. Чаще, чем прежде, проводились состязания певцов, акынов, инструменталистов.

Огромную роль в строительстве казахского профессионального музыкального искусства сыграла помощь РСФСР. Достаточно назвать имена таких её представителей, как Затаевич Александр Викторович, Брусиловский Евгений Григорьевич, заложивших его основы. На базе Московской консерватории, в специально созданной казахской национальной студии, велась подготовка казахских национальных кадров академического профиля, сыгравших огромную роль в формировании музыкальной культуры во всех её проявлениях. Кстати сказать, подготовка казахов в российских вузах велась весь советский период и ведётся в настоящее время.

Благодаря деятельности республиканских властей и помощи союзного центра процесс развития казахской музыкальной культуры шел интенсивными темпами. Вот лишь некоторые его рубежи. В 1934 году состоялся 1-й республиканский слёт деятелей народного творчества. Тогда же на основе реконструированных народных инструментов был организован Государственных оркестр казахских народных инструментов, которому впоследствии было присвоено имя Курмангазы. В 1935 году была открыта Филармония им. Джамбула, в которую вошли казахский хор, оркестр народных инструментов, танцевальные коллективы, группа народных певцов. В 1934 году был открыт казахский музыкальный театр, впоследствии Казахский театр оперы и балета. Здесь в том же году была поставлена первая казахская опера «Кыз-Жибек». В 1944 году в Алма-Ате была открыта казахская консерватория, ставшая настоящей кузницей кадров музыкантов всех специальностей. В послевоенные годы активизировалась подготовка национальных композиторских кадров. Это нашло своё отражение в создании широкого круга музыкальных произведений во всех академических жанрах: опера, балет, симфоническая, камерно-инструментальная музыка, массовая, эстрадная песня.

В целом же за семьдесят лет существования Советского Союза в Казахской ССР было создано: Казахская хоровая капелла, оркестр народных инструментов им. Курмангазы, ансамбль песни и пляски Казахской ССР, симфонический оркестр, Камерный оркестр Казахского телевидения и радио, молодёжный эстрадный ансамбль «Гульдер»; Союз композиторов, филармония; консерватория, несколько педагогических институтов и институтов культуры с музыкальными отделениями, 11 музыкальных училищ, 156 музыкальных школ и школ искусств. Сформировалась широкая слушательская аудитория и т.д. и т.п. И всё это там, где до революции и вхождения в состав СССР не было ничего подобного. Естественно, всё это самым действенным способом отразилось и на формировании широкого круга грамотной слушательской аудитории.

Подобным образом разворачивался процесс формирования музыкальной культуры и в других среднеазиатских союзных республик после их вхождения в состав СССР. В подтверждение этого обратимся ещё к примеру Киргизской ССР. В досоветское время киргизская музыка существовала также только в устной народной традиции. Хорового многоголосия, как и коллективной игры на инструментах у киргизов не было. Носителями киргизской народной музыкальной культуры являлись акыны, исполнявшие свои разножанровые вокальные сочинения, аккомпанируя себе на струнном инструменте комузе, либо исполняя на нём собственно инструментальные наигрыши (кю).
С установлением Советской власти и вхождением в Советский Союз положение стало постепенно меняться. Начало процессу строительства социалистической музыкальной культуры, ставшему делом всего Советского государства, было положено активным вовлечением в музыкальную жизнь широких народных масс путём создания самодеятельных музыкальных коллективов, внедрением нотной письменности, активизацией концертной жизни. Большое внимание уделялось приобщению слушательской аудитории к классической русской и зарубежной музыке.

Огромное внимание уделялось подготовке национальных кадров профессиональных музыкантов академической и народной традиций. Поначалу подготовка велась в Ленинградской и Московской консерваториях, а затем и в создаваемых собственных специальных учебных заведениях.

Огромную роль в этом многообразном процессе сыграли направленные в Киргизию видные советские композиторы, выпускники Московской консерватории: Власов Владимир Александрович, Фере Владимир Георгиевич, Раухвергер Михаил Рафаилович.
Для целенаправленной пропаганды музыкального искусства среди жителей Киргизии 1936 году создаётся Республиканская филармония, оркестр народных инструментов, в 1937 Киргизский музыкально-драматический театр (с 1942 Киргизский театр оперы и балета). В те же годы в республике рождаются новые для киргизов жанры: опера, балет, симфония, кантата, массовые песни и хоры и т. д.
Помимо названных учреждений и коллективов в восьмидесятые годы в Киргизской ССР работали: Большой симфонический оркестр республиканского радио и телевидения, Дом народного творчества, Союз композиторов, Институт искусств, два музыкальных училища, 48 музыкальных школ, сотни клубов, Домов и Дворцов культуры, где действовали сотни коллективов музыкальной художественной самодеятельности.

Аналогичным образом обстояло дело с исходным состоянием и последующим развитием музыкальной культуры Узбекской, Туркменской и Таджикской союзных республик.

Рамки доклада не позволяют остановиться на характеристике процесса формирования музыкальной культуры республик Закавказья, Украинской и Белорусской ССР. Отмечу лишь, что здесь на момент вхождения в состав СССР музыкальная жизнь была более богата и разнообразна. Уже шло формирование национальных композиторских и исполнительских кадров. Начали действовать музыкально-драматические театры, где наряду с музыкой местных авторов исполнялась русская и западноевропейская классика. Появляются частные музыкальные классы. Однако всё это имело узкий характер, ограничивалось преимущественно самыми крупными городами и адресовалось избранной аудитории. Богатства профессиональной музыкальной культуры оставалось недоступным для массы простого народа. И только с победой Советской власти и созданием единого Советского Союза положение и в этих республиках кардинально изменилось.

В заключение отмечу, что базирующийся на социалистической основе процесс формирования музыкальной культуры союзных республик привёл не просто к расцвету каждой из них, но и к их взаимопроникновению, взаимообогащению, которое нашло свое выражение в создании единой советской музыкальной культуры.

Сегодня это единство порушено. Высокоразвитая музыкальная культура, созданная в каждой республике за годы Советской власти, живёт теперь самостоятельной жизнью. Время покажет, насколько плодотворным окажется самостоятельность. На данный момент в качестве важного позитивного момента необходимо отметить приоритетное внимание, которое уделяется её национальным, народным аспектам. И в этом вопросе теперь уже России не мешало бы поучиться у бывших своих республик-союзниц.
Просмотров: 350 | Добавил: yra | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск
Календарь
«  Январь 2023  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Наша кнопка

наша кнопка


Ссылки











Рейтинг@Mail.ru Сделать бесплатный сайт с uCoz