Коммунисты Миасса без Зюганова Объединенная коммунистическая партия
Четверг, 02.05.2024, 07:09
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Наша газета



Миасс 

Главная » 2014 » Декабрь » 26 » И. В. Сталин и культура
22:12
И. В. Сталин и культура
И. В. Сталин и культура
Тезисы выступления первого секретаря Челябинского обкома ОКП профессора И.И. Щедрина на Сталинских чтениях

Данная тема пока не получила глубокой разработки. Нет специальных, монографических исследований, а в обобщенных работах нет обособленных, самостоятельных разделов, дающих хотя бы краткое, но цельное представление о роли И.В.Сталина в становлении и развитии советской культуры и искусства. Имеют место лишь фрагментарные вкрапления в освещение других тем и проблем, описание отдельных конкретных событий, фактов.

Однако эта тема очень важная сама по себе. Важна для более полной и объективной характеристики личности И.В.Сталина, его роли в культурных процессах Советского Союза. Не менее важна она и с точки зрения аргументированного отпора клеветникам и хулителям духовной жизни советского общества.

Моё выступление из-за ограниченности времени и имеющихся в распоряжении документальных материалов и источников не претендует на научную строгость, а тем более полноту. Это скорее плоды размышлений, личных умозаключений по данной теме, опирающиеся на известные публикации.

При рассмотрении роли И. В.Сталина в социалистическом культурном строительстве, на мой взгляд, целесообразно выделить два взаимосвязанных аспекта:

- культурно-строительная деятельность И.В.Сталина в качестве руководителя правящей Коммунистической партии и Советского государства, то есть деятельность, диктуемая государственными интересами и реализующая их в соответствующих официальных актах;

- его личностное влияние на к культуру и искусство, выражающееся в оценке произведений литературы и искусства, в отношении к тем или иным писателям, художникам, музыкантам, режиссёрам, актёрам и т.д. То есть, действия в пространстве культуры в качестве лица, наделённого властными полномочиями, но выражающего собственные эстетические предпочтения, художественно-вкусовые пристрастия и интересы.

Остановимся на первом аспекте. Находясь у руля партии и государства, И.В.Сталин непосредственно влиял на все политические, экономические, социальные процессы, включая и процесс культурного строительства. Зная его высочайшую ответственность за судьбу страны, решающий вклад в разработку путей построения социалистического общества, далеко не формальное участие в подготовке и принятии партийно-государственных решений, привычку вникать в их содержание и детали (Известно, что он не просто подписывал …. документы, а инициировал их разработку, редактировал, а нередко и сам писал их); принимая во внимание его глубокое понимание своей роли вождя и непререкаемый авторитет, можно с уверенностью говорить, что влияние это было самым активным, а во многом определяющим. Именно поэтому все достижения Советской страны в области культуры и искусства, так же как и в других областях, неотделимы от имени И.В.Сталина.

А достижения эти поистине впечатляющие. Поскольку основные события разворачивались в рамках культурной революции, постольку её показатели могут служить убедительным подтверждением этой мысли. И.В.Сталин, конкретизируя ленинский план построения социализма в СССР, в качестве его важнейшей составляющей определял формирование человека с социалистическим типом сознания, человека-коллективиста, хорошо знающего, что такое социализм, готового его строить и защищать. На реализацию этой задачи и была направлена культурная революция. Она включала в себя ликвидацию безграмотности, создание новой школы, формирование социалистической интеллигенции, развитие литературы и искусства. Вот некоторые итоги культурной революции:

- к 1940 г. в СССР была решена задача по ликвидации безграмотности;
- в 1931 г. было введено всеобщее начальное образование, а в 3-й пятилетке – всеобщее семилетнее;

Как отмечалось в отчётном докладе ХХVIII съезду ВКП(б), в 1939г.

- число учащихся в школах всех ступеней составляло около 35 млн., в том числе в высших учебных заведениях 601 тысяча (в 1916 г. 112 тыс.);
- работало около 800 вузов (в 7 раз больше, чем в 1916 г.).
- число массовых библиотек достигло 70 тыс. с количеством книг 126 млн. экз.;
- число клубных учреждений составило 95,6 тыс.;
- число театров – 790.;
- ежегодный тираж газет насчитывал более 7 млрд. экз., тираж книг – около700 млн.

Успешно, хотя и противоречиво, шёл процесс становления советской литературы. Серьёзный отпечаток накладывала на него борьба с лево-троцкистскими течениями «Пролеткультом», «Лефом» и т.п. Важной вехой в этом процессе стало создание в 1934 г. Союза советских писателей. Главным показателем его результативности стали сочинения М.Горького, М.Шолохова, А.Блока, В.Маяковского, С.Есенина, А.Фадеева, Н.Островского, А.Толстого и многих других авторов, ставших классикой отечественной и мировой литературы. Произведения, отразившие во всей полноте и сложности революционное переустройство нашей страны, нёсшие идеи добра, справедливости и гуманизма, служения социалистической Родине.

Аналогичные процессы разворачивались в музыкальном и изобразительном искусстве, где с 1932 г. стали действовать Союз композиторов и Союз художников.

В годы культурной революции создавали свои шедевры выдающиеся композиторы-классики Д.Шостакович, С.Прокофьев, А.Хачатурян, Т.Хренников, Н.Мясковский, Д.Кабалевский, Р.Глиэр и т.д. Вся страна пела и до сих пор поёт песни И.Дунаевского, М.Блантера, братьев Покрасс, В.Соловьёва-Седого, А.Новикова, В.Захарова и др.

Творили советские художники и скульпторы А.Дейнека, Б.Иогансон, С. Герасимов, К.Петров-Водкин, К.Юон, П.Корин, А.Пластов, В.Мухина, Е. Вучетич, И. Шадр, С.Конёнков и др.

Ко всей этой многосложной культурно-строительной жизни самое непосредственное отношение имел И.В.Сталин, давая ей стратегическое направление, корректируя её течение.

Особую заботу он проявлял по отношению к киноискусству. Ещё в 1924 в отчётном докладе ЦК 13 съезду РКП(б) И.В.Сталин подчёркнул: «Кино есть величайшее средство массовой агитации. Задача – взять это дело в свои руки». В дальнейшем он последовательно выполнял поставленную задачу. Известно, что без его внимания не оставался практически ни один фильм. При этом основной упор он делал на критический разбор сценариев. Советское киноискусство в 30-е годы переживает период интенсивного развития. Его вершинами стали «Чапаев», «Парень из нашего города», «Великий гражданин», «Александр Невский», «Весёлые ребята» и т.д.

В процессе строительства социалистической культуры И.В.Сталин выступал не только с позиции партийно-государственного руководителя, воздействуя на её развитие через систему государственных актов, институтов, организаций. Не менее важным и не менее действенным было и другое направление его деятельности, выражающееся в форме прямого влияния на процесс создания произведений искусств, на их идейно-художественное содержание. Будучи лично знакомым со многими деятелями культуры и искусства, он находил время для встреч с ними, вёл телефонные разговоры, обменивался письмами, высказывая свои оценки, суждения по общим вопросам литературы и искусства, а равно и по поводу их творчества. Давал советы и рекомендации. При этом он выступал как заботливый, рачительный хозяин. Нередко защищал талантливых писателей, художников, артистов от нападок ретивых администраторов и завистников. В то же время был требовательным и принципиальным, порой жёстким заказчиком и критиком.

Поразительно, но ему на всё хватало времени. Он был в курсе всех событий в сфере культуры и искусства. Так же как в случае с кино, успевал читать новинки литературы, посещать премьеры оперных, балетных, драматических спектаклей. Его суждения, рекомендации, критические замечания отличались высокой компетентностью, глубиной и меткостью. Они представляли собой органичный сплав марксистско-ленинских взглядов на роль культуры и искусства в человеческом обществе, развитого художественного вкуса и эрудиции. Наглядное подтверждение тому даёт материал о работе над Гимном Советского Союза, опубликованный в одном из недавних номеров Советской России.

Демокритики обвиняют И.В.Сталина в насаждении в советском искусстве 30-х годов темы борьбы, героики, советского патриотизма, гражданственности, сплочения народа вокруг вождя. Да, эта тематика преобладала в то время. Но она не была следствием сугубо личных позиций и притязаний И.В.Сталина, а обусловливалась всей международной обстановкой, необходимостью подготовки страны и советского народа к надвигающейся войне. Великая Отечественная война, завершившаяся Победой Советского Союза над немецким фашизмом, убедительно подтвердила правоту сталинского курса на всемерную реализацию воспитательной роли культуры и искусства в их социалистическом идейно-художественном звучании.

Культурная революция выполнила своё предназначение. Главным её результатом стал новый человека, человек с социалистическим сознанием, готовый к самоотверженной защите Советской Родины.

Как образно и метко сказал наш современник Захар Прилепин: «В 1941 году пошло и сломило фашизм поколение, выросшее при советской власти. Оно не знало «Россию, которую мы потеряли», и даже в церковь не ходило. Оно выросло, глядя на портреты Маркса, Ленина и Сталина (а не на иконы, – И.Щ.). И победило в самой страшной войне». И в этой Победе – самое убедительное доказательство значения культурной революции, а вместе с тем и роли И.В.Сталина в процессе её реализации и результатах.
Просмотров: 349 | Добавил: yra | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск
Календарь
«  Декабрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Архив записей
Наша кнопка

наша кнопка


Ссылки











Рейтинг@Mail.ru Сделать бесплатный сайт с uCoz