Коммунисты Миасса без Зюганова Объединенная коммунистическая партия
Понедельник, 29.04.2024, 06:10
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Наша газета



Миасс 

Главная » 2012 » Октябрь » 17 » Из почты сайта. О закономерностях развития общества с позиций марксизма. Часть 1
10:00
Из почты сайта. О закономерностях развития общества с позиций марксизма. Часть 1
В статье делается попытка через основы логики и формационную теорию Маркса, выйти на осмысление тех задач, которые стоят перед коммунистами в настоящее время.

Немного философии
Поскольку, говоря о марксизме, мы имеем в виду исключительно научный метод исследования развития общества, то, вероятно, надо определиться с тем, что вообще можно считать научным методом. Если очень кратко, то научным методом исследования можно считать такой метод, когда в основе лежат факты, а выводы делаются в полном соответствии с законами и правилами логики. Научные теории могут строиться и на предположениях, но тогда они верны только для субъективно принятых условий и, естественно, не могут рассматриваться в качестве каких бы то ни было объективных закономерностей.
Если с фактами, как минимум в общих чертах, всё понятно, то по части логики имеет смысл сделать некоторые уточнения.
Логика - раздел философии, наука о правильном мышлении, решает задачу, как получить истинное знание о предмете размышления путём рассуждений, т.е. наука о правильном рассуждении, как правильно из одних утверждений выводить другие, чтобы при условии истинности исходных получить и истинный результат. Основные законы логики - это определённость, непротиворечивость, последовательность и обоснованность. Но логика имеет и множество правил, нарушение которых ведут к ложным выводам. Как пример можно привести древний софизм (умозаключение, ведущее в обман), представленный в виде силлогизма (дедуктивная логика): «Вы имеете то, что не потеряли. Рога вы не потеряли. Значит, вы имеете рога». Здесь умышленно допущена логическая ошибка. Согласно правилу логики, объём малого тезиса (посылки) (Рога вы не потеряли) должен полностью входить в объём большого тезиса (посылки) (Вы имеете то, что не потеряли) – в данном случае это правило нарушено, поскольку потерять можно только то, что уже имеешь и рога в этот перечень явно не входят. Но в реальной жизни далеко не всё и не всегда так наглядно, как в этом примере.
Некоторое время, начиная с 1947 года, логика в СССР преподавалась даже в школах. В настоящее время учебник «Логика» выпуска 1954 года (Виноградов С.Н., Кузьмин А.Ф.) легко найти в интернет. В целом это отдельная и большая тема, но об одном правиле логики, которое наиболее часто нарушается в реальных дискуссиях, упомянуть, наверно, стоит.
В логике оперируют не каждый своим представлением о предмете дискуссии, а чётко определёнными понятиями. Понятие, как элемент логики – это мысль, которая отображает общие и существенные признаки предмета. Количество этих признаков называется объёмом понятия. В рассуждениях одним и тем же термином разные люди нередко обозначают разные понятия, вкладывая в него свои представления о предмете. Это приводит к логической ошибке, называемой подменой понятия, в том числе и путём увеличения или уменьшения объёма понятия. Такая ошибка сплошь и рядом встречается в политических дискуссиях, делая их нередко совершенно бессмысленными. Например, если один под термином «государство» понимает всё что находится в границах страны, второй – общество и систему его управления, а третий - аппарат насилия, т.е. если они оперируют не единым для всех понятием, а каждый своим представлением, то договориться им о роли государства в развитии общества вряд ли когда-нибудь удастся.
Поскольку в дальнейшем предполагается рассмотреть закономерности развития общества, то стоит, хотя бы в самых общих чертах, остановиться на диалектике и диалектической логике, как логике развивающихся систем.
Диалектика возникла как искусство спорить, вести беседу, рассуждения, на основе законов и правил логики. Но впоследствии были сформулированы и три закона непосредственно диалектической логики.
Первый закон утверждает, что любое развитие идёт в процессе единства и борьбы противоположностей. Закон единства и борьбы противоположностей.
Второй закон утверждает, что количественные изменения, накапливаемые в процессе единства и борьбы противоположностей, не могут накапливаться бесконечно и на определённом этапе, при накоплении определённого объёма количественных изменений, они переходят в качественные. Закон перехода количества в качество.
Третий закон говорит о том, что любая развивающаяся система в процессе своего развития, в результате перехода количества в качество, меняет форму своего существования. В процессе качественных изменений возникает новая форма существования системы взамен старой (отрицающая старую). В процессе дальнейшего развития, в рамках единства и борьбы противоположностей уже в новой форме существования системы, происходит очередной переход количества в качество (качественное преобразование) и возникает следующая форма существования системы, отрицание предыдущей (отрицание отрицания). Закон отрицание отрицания.
Действия этих законов можно продемонстрировать на примере преобразований воды. При нагреве льда повышается интенсивность колебаний его молекул (температура). Усиливаются противоречия между кристаллическими связями и энергией колебания молекул (единство и борьба противоположностей). При нуле градусов по Цельсию эти противоречия обостряются (накапливаются) до такой степени, энергия колебания молекул становится такой, что кристаллические связи уже не в силах удерживать молекулы в кристаллической решётке. Начинается процесс плавления, процесс перехода из одного качественного состояния в другое (переход количества в качество). Хотя это нередко и называют качественным скачком, но реально скорость этого процесса зависит от конкретных условий его протекания, в данном случае от интенсивности подвода энергии. По окончанию качественного преобразования получается новая форма существования системы – вода, отрицание предыдущей – лёд. Если продолжится подвод энергии, то со временем порвутся и молекулярные связи и в результате очередного перехода количества в качество (качественного преобразования) образуется новая форма существования системы – пар, (отрицание отрицания).
Исходя из изложенного, можно утверждать, что диалектика это умение правильно рассуждать с целью получения истинных знаний при истинности посылок (фактов, утверждений лежащих в основе рассуждений) на основе как законов и правил логики вообще, так и диалектической логики в частности, т.е. диалектика рассматривая развивающиеся системы (в том числе и сам процесс рассуждения) включает в себя как обычную, так и диалектическую логику.

Анализ развития общества с марксистских позиций.
Основным естественным, объективным фактором (стимулом) развития человеческого общества является стремление человека к всё более полному удовлетворению своих потребностей. Это абсолютно объективная реальность для любого живого объекта. Даже растения корнями уходят в более плодородный слой, а наземную часть формируют в соответствии с наиболее благоприятными для них условиями.
Это, собственно, и есть извечный двигатель прогресса, основной побудительный мотив развития человеческого общества. Он объективен и обусловлен самой природой человека.

Стоимость.
Даже животные, чтобы добыть себе пищу, вынуждены затратить определённое количество энергии. И если этот объём энергии не восполняется полностью добытой пищей, то животное истощается, и погибает. То есть, для животного добытая пища стоит (обходится) той энергии, которую оно тратит на её добычу. Аналогично и для человека. Те затраты труда (энергии) человека, которые обеспечивают восстановление его жизненных сил и его самого в своём потомстве на уже существующем уровне развития называются стоимостью рабочей силы. Но затраты этого труда реально воплощаются в добытых и созданных человеком предметах потребления. То есть, стоимость, это человеческий труд, заключённый (омертвлённый) в добытых или созданных человеком предметах.
Но понятно, что даже первобытный человек не будет ни создавать, ни таскать себе в пещеру вещи, ему совершенно не нужные. Любая добытая или созданная человеком вещь имеет ещё одно неотъемлемое качество - это полезность. В марксистской литературе это обозначается термином «потребительная стоимость».
Всё, что есть в природе, человек может использовать свободно, но если даже на приобретение природных даров требуется затрата сил, то эти дары впитывают в себя стоимость, равную затратам этих сил. То есть, можно сказать, что любая добытая или созданная человеком вещь, для своего или общественного использования, обладает двумя формами стоимости - потребительной стоимостью и просто стоимостью или, что то - же самое, меновой стоимостью, поскольку она лежит в основе количественной оценки при обмене людьми, добытыми в природе или произведёнными ими вещами. Потребительная стоимость отражает полезность предмета, т.е. её качественную сторону. Стоимость (меновая стоимость) отражает количество человеческого труда омертвлённого в предмете, т.е. её количественную сторону.
Труд омертвлённый в предмете, обладающим потребительной стоимостью, измеряется количеством рабочего времени затраченным на изготовление (добычу) данного предмета. Время затраченное на изготовление потребительной стоимости это единственно возможная количественная оценка величины стоимости продуктов труда человека. Но столь прямая количественная оценка стоимости произведённой продукции годится только в очень мелких общественных группах, в которых один и тот же продукт (одинаковую потребительную стоимость) не производят несколько производителей. В развитом товарном производстве, когда один и тот же продукт производит множество производителей, стоимость данного продукта выражается в среднем количестве общественно необходимого рабочего времени, затрачиваемом его производителями на выпуск единицы продукта. Стоит также отметить, что общественно необходимое время, на производство единицы конкретного продукта, своё для каждой исторической эпохи и зависит от среднего уровня развития техники и технологий применяемых в процессе производства.
Если пока абстрагироваться от обращающихся на рынке ценностей внеэкономического происхождения (не являющихся результатом производственной деятельности человека, такие как земля, недра) то, чтобы ни обменивалось на рынке, в конечном счёте обменивается один конкретный труд (выраженный в конкретной потребительной стоимости) на другой, отличный от него, конкретный труд (выраженный в другой потребительной стоимости). В конечном счёте, общество может потребить только тот общий объём труда, выраженного во всех произведённых обществом потребительных стоимостях, который затрачен всеми его членами. То есть, в конечном счёте на рынке обмениваются именно стоимости, несмотря на то, что цены на отдельные потребительные стоимости могут значительно отличаться, в силу различных обстоятельств, от их стоимостей.
Из изложенного видно, что стоимость создаётся только вместе с потребительной стоимостью и воплощается в ней виде омертвлённого (застывшего) человеческого труда. Но можно затрачивать труд и не создавая никакой стоимости, например, копая и закапывая одну и ту же яму или произведя никому не нужную продукцию. Но можно произвести и нужную обществу продукцию, но сверх тех пределов в котором общество готово её потребить.
В семье или первобытной общине планировать целесообразность затрат труда просто. Никто не будет при дефиците питания уделять значительное время другим занятиям. И наоборот, при его избытке никто не будет продолжать его заготавливать. Другое дело в обществе с огромным количеством производителей, большим ассортиментом производимой продукции и широко развитым товарообменом. В таком обществе сложно как определиться с количеством, так и обеспечить необходимый баланс в производстве различных товаров, особенно с учётом того, что многие товары взаимозаменяемые. В нём оптимальное сочетание различных видов товаров достигается путём установления рыночных цен на них, на основе баланса спроса и предложения. Но таким способом баланс осуществляется по факту наличия уже произведённых товаров, количество которых может быть как больше, так и меньше оптимального. Количество произведённых товаров конкретного вида (типа) и одинакового качества всегда колеблется около их оптимального значения. А поскольку увеличение или снижение объёма выпуска товаров конкретного вида осуществляется с запозданием, которое тем больше, чем больше времени требуется как на само их производство, так и на его организацию, которое постоянно возрастает с ростом концентрации производства, т.е. с ростом производительных сил общества, то (без учёта роста планирования) это ведёт к пропорциональному усилению циклических перепроизводств отдельных видов товаром, т.е. к экономическим кризисам перепроизводства. В капиталистическом обществе, основным стимулом производства в котором является прибыль отдельных капиталистов на основе частного предпринимательства, в принципе исключается возможность сквозного (полного) планирования производства, что ведёт к постоянным кризисам перепроизводства отдельных видов товаров, т.е. к бесполезному расходованию части суммарной рабочей силы общества, снижая тем самым суммарную стоимость производимой обществом продукции. Это, в свою очередь, ведёт к дисбалансу между суммарной произведённой обществом стоимостью и её рыночной ценой со всеми вытекающими последствиями.

Основы развития общества.
Стремление человека к всё более полному удовлетворению своих потребностей побуждает его к изобретению орудий труда и совершенствованию собственных навыков, т.е. к развитию производительных сил общества.
Первобытный человек мог обеспечить только своё собственное существование, не в силах создать хоть сколь либо значительный избыток продукта сверх необходимого для собственного выживания, т.е. создавал стоимость немногим больше стоимости собственной рабочей силы. Но хоть и немногим, но всё же больше чисто стоимости собственной рабочей силы, поскольку создание человеком только чисто стоимости собственной рабочей силы может обеспечить только простое воспроизводство, как самого человека, так и общества (общины) в целом, т.е. только на прежнем уровне их развития. Сам факт развития, как человека, так и общества (общины) в целом, говорит о том, что для этого были ресурсы его обеспечивающие, что человек создавал стоимость, хоть и немногим, но всё же большую, чем стоимость собственной рабочей силы. Вот эта часть стоимости, создаваемая человеком сверх стоимости его рабочей силы, в марксистской литературе называется прибавочной стоимостью, а потребительная стоимость в которой она воплощена называется прибавочным продуктом. И именно прибавочная стоимость является материальной основой развития, как самого человека, так и общества в целом. Наличие прибавочной стоимости обеспечивает возможность уже не простого, а расширенного воспроизводства. Расширенное воспроизводство имеет как количественную (увеличение количества людей и количества материальных ценностей ими используемых), так и качественную (развитие самого человека, повышение его знаний и навыков, и развитие орудий труда и технологий, применяемых им) составляющие. То есть, наличие прибавочной стоимости обеспечивает как расширенное воспроизводство материальных благ, так и расширенное воспроизводство самого человека, с соотношением их качественных и количественных составляющих в зависимости от конкретных исторических условий. Или, выражаясь обобщённо, расширенное воспроизводство обеспечивает рост производительных сил общества.
Некоторые термины используемые в марксистской литературе:
Предмет труда – то, на что человек воздействует в процессе труда.
Средства труда – то, чем человек воздействует на предмет труда.
Средства производства - совокупность средств труда и предметов труда.
Производительные силы общества представляют из себя совокупность средств производства и людей, занятых в производстве (рабочей силы).
Стремление человека к всё более полному удовлетворению своих потребностей побуждает его к изобретению орудий труда и совершенствованию собственных знаний и навыков, т.е. к развитию производительных сил общества. А поскольку стремление человека к всё более полному удовлетворению своих потребностей есть, как отмечалось ранее, абсолютно объективная реальность, то значит и развитие производительных сил общества, как и любое другое природное явление, есть объективная реальность и, соответственно, подчиняется определённым законам, законам объективным, от человека не зависящим. То есть, несмотря на то, что каждый человек и общество в целом свою деятельность осуществляют разумно, исходя из своих представлений о целесообразности, в целом, на исторически длительных этапах, общество развивается в рамках определённых закономерностей, за которые оно не в состоянии выйти ни при каких условиях. Без учёта этих закономерностей любое планирование развития (преобразования) общества осуществляется практически в слепую, обеспечивая тем самым высокую вероятность либо не достижения поставленных целей, либо, через определённое время, возврата к прежнему состоянию, что мы и наблюдаем на примере России и других бывших социалистических стран.

Первобытнообщинный строй.
Стремление человека к всё более полному удовлетворению своих потребностей побуждает его к изобретению орудий труда, совершенствованию собственных навыков, т.е. к развитию производительных сил общества.
Вначале человек мог обеспечить только своё собственное существование, не в силах создать хоть сколь либо значительный избыток продукта сверх необходимого для собственного выживания. Это делало бессмысленным его эксплуатацию, невозможным систематическое изъятие сколь либо значительной части произведённой им стоимости, поскольку это вело либо к его гибели, либо, как минимум, к прекращению его воспроизводства в новых поколениях.
Незначительность прибавочного продукта обусловливало и незначительность времени, которое человек мог тратить на совершенствование собственного жизнеобеспечения, на совершенствование орудий труда и в конечном итоге на собственное развитие и на развитие производительных сил общества. Это сказывалось на скорости процесса - незначительность избыточного продукта обуславливало и низкие темпы развития производительных сил общества. Но развитие их всё же шло, повышая тем самым и производительность труда и величину прибавочного продукта (прибавочной стоимости).
На определённом этапе, как следствие повышения производительности труда, прибавочная стоимость производимая человеком достигла такого уровня, что создала экономическую основу для систематической эксплуатации человека человеком. Если при низкой производительности труда, когда человек был полностью занят воспроизводством собственной рабочей силы, систематическое изъятие у него даже незначительной доли результата его труда могло привести к его гибели, то с развитием производительных сил общества появилась такая возможность. Появилась возможность отбирать у человека часть произведённого им продукта (часть произведённой им стоимости), оставляя ему только такое количество продукта, которое обеспечивало возможность простого воспроизводства его рабочей силы, т.е. только стоимость его рабочей силы.
Это с одной стороны, а с другой, развитие производительных сил достигло предела своих возможностей в рамках первобытнообщинного строя. Последнее объясняется тем, что на более серьёзное развитие орудий труда и технологий стало уже недостаточно только части рабочего времени каждого отдельного члена общества, требовалась более глубокая специализация и высвобождение отдельных личностей от их самостоятельного собственного жизнеобеспечения. Для этого, требовалась концентрация прибавочных стоимостей индивидуумов в руках общества. Но работать сверх своих потребностей или, тем более, добровольно ограничивать их уровнем, обеспечивающим лишь простое воспроизводство, отдавая остальное на общие, малопонятные для большинства цели, явно противоречат основной мотивации к труду – стремлению к более полному удовлетворению своих потребностей.
Ранее всё более полное обеспечение растущих потребностей человека осуществлялось за счёт непрерывного роста производительных сил общества. Но и при исчерпании возможностей их роста в данной общественно-экономической формации, стремление человека к всё более полному удовлетворению своих потребностей никуда не делось. Это привело к тому, что более сильные стали обеспечивать рост своих потребностей за счёт более слабых, в результате чего общество разделилось на классы эксплуататоров и эксплуатируемых.
С позиции диалектической логики это выглядит следующим образом. Производительные силы общества развиваются в рамках определённых производственных отношений, обуславливая их неразрывную связь, единство.
Производственные отношения - это совокупность отношений между людьми, складывающиеся по поводу общественного производства, обмена и распределения материальных благ и услуг.
Развивающиеся производительные силы требуют непрерывного совершенствования производственных отношений, в рамках которых они функционируют, т.е. постоянно вступают в противоречия с уже существующими производственными отношениями, требуя их совершенствования. На определённом этапе развития производительных сил общества, производственные отношения достигают предела эволюционного развития в данной общественно-экономической формации, сдерживая таким образом, дальнейшее развитие производительных сил общества. В данном случае, существующее формальное равенство членов общества не даёт возможности для концентрации прибавочной стоимости для более эффективного и динамичного развития производительных сил. То есть, развитие идёт в условиях единства и борьбы противоположностей (первый закон диалектики). В процессе единства и борьбы противоположностей происходит количественное накопление противоречий. На определённом этапе, когда развитие производительных сил общества, в рамках данных производственных отношений, становится практически невозможным (без концентрации прибавочной стоимости невозможно выделение части членов общества для занятия технологиями, наукой, культурой и т.п.), а дальнейшее совершенствование производственных отношений становится невозможным в рамках данного способа производства (общественно-экономической формации), количество начинает переходить в качество (переход количества в качество – второй закон диалектики, эволюционный период развития общества сменяется революционным). В результате возникает новая общественно-экономическая формация – рабовладельческий строй, отрицание предыдущего – первобытнообщинного (третий закон диалектики).
То есть, в основе рассмотренных процессов лежит объективный фактор – стремление человека к всё более полному удовлетворению своих потребностей, а сам процесс полностью укладывается в рамки диалектической логики, следовательно, мы имеем все основания считать, что такой подход к рассмотрению данного процесса является научным.

Сергей БОБРОВ
Краснодар

Продолжение следует
Просмотров: 634 | Добавил: yra | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск
Календарь
Архив записей
Наша кнопка

наша кнопка


Ссылки











Рейтинг@Mail.ru Сделать бесплатный сайт с uCoz