Коммунисты Миасса без Зюганова Объединенная коммунистическая партия
Четверг, 02.05.2024, 12:56
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Наша газета



Миасс 

Главная » 2012 » Октябрь » 31 » Ждем доброго царя? Исследование политических настроений
14:22
Ждем доброго царя? Исследование политических настроений
В СТАТЬЕ «Кубанский расклад» («Советская Россия», 25.10.12) мы говорили, что повсеместное снижение интереса к выборам объясняется, очевидно, тем, что оппозиционные партии не могут защитить свой электоральный результат ни в ходе выборов посредством жесткого контроля, ни после них – посредством активных выступлений. Избиратель это видит и делает свои выводы. Однако еще не ясно, что именно может стать для оппозиционного избирателя альтернативой, – уход в частную жизнь или переход к каким-то иным, более радикальным формам выражения своей гражданской позиции. Для ответа на этот вопрос, отвечали мы, пока не хватает данных.
Но тут в день публикации некоторые требуемые данные появились. Вышел весьма интересный доклад Центра стратегических разработок: «Изменения политических настроений россиян после президентских выборов». Как мы однажды уже отмечали, доклады ЦСР вообще заслуживают внимания, ибо их прогнозы сбываются. Прошлогодний доклад предсказывал массовые протесты, и они произошли. Майский доклад этого года предсказал снижение рейтингов Путина, Медведева и власти в целом, и такое снижение зафиксировано. Нынешний доклад как раз посвящен интересующему нас вопросу.

«Выборы, включая единый день голосования 14 октября, – говорится в докладе, – показали, что население чутко реагирует на демонстративную бесперспективность выборов как средства обновления власти. В свою очередь осознание бесперспективности выборов и надежд на добровольную смену политических лидеров ведет к быстрому повышению легитимности протестно-революционных сценариев обновления власти. Впервые за всю историю наших социологических наблюдений сценарий протестно-революционного обновления власти довольно подробно и с неизменным интересом обсуждался практически во всех фокус-группах по собственной инициативе их участников».

По словам президента ЦСР Михаила Дмитриева, с весны по осень зафиксированы два крупных сдвига в общественном мнении. Во-первых, изменилось отношение к Путину – респонденты внезапно перестали упоминать его предыдущие заслуги. Наоборот, люди заметили, что Путин много говорит, но ничего не делает. Во-вторых, если в прошлом разговоры о протестно-революционном обновлении власти очень редко возникали самопроизвольно и, как правило, сопровождались явным выражением боязни такого сценария и его категорического неприятия, то теперь они обсуждают это как некий вполне рациональный вариант развития событий. В обществе существует серьезный запрос на обновление власти – две трети опрошенных в той или иной мере испытывают разочарование в политике власти. Но раз этого невозможно добиться ни через выборы, ни через самообновление власти, то остается один вариант – обновление власти протестным путем снизу вверх. Респонденты спонтанно говорили о возможности, а порой и желательности революции. Перспективы ее обсуждались не столько в эмоциональном, сколько в рациональном ключе как единственная осознанная альтернатива в случае отказа от власти от добровольного обновления. Опасения и страхи относительно революции с ее возможными эксцессами высказываются значительно реже, чем весной. Все эти формы давления на власть ныне представляются респондентам как вынужденные, правомерные и необходимые.

Однако здесь есть одно большое но. Хотя в глазах массовых слоев общества легитимность революционно-протестного обновления власти заметно усиливается, подавляющая часть респондентов сама не готова проявлять протестную активность, однако уже начинает предъявлять спрос на протесты со стороны других членов общества и выражает по отношению к ним растущее сочувствие. Люди не говорят о том, что этот путь неизбежен. Более того, сами они не хотели бы принимать участия в таком развитии событий, но тем не менее логически, методом исключения он остается для них вполне вероятным и обсуждается довольно отстраненно, без лишних эмоций. В глазах населения происходит постепенная легитимация революционно-протестного сценария обновления власти, при этом само население настроено очень пассивно и ни в каких революциях сейчас участвовать не готово.

Что означает этот калейдоскоп противоречащих друг другу тезисов? Только то, что вся наша общественная жизнь соткана из кричащих противоречий, небольшая толика которых попала в поле зрения данного социологического исследования. Оно показало «широкое распространение депрессивного и подавленного состояния среди взрослого русского населения», для которого «именно сейчас стала характерна большая политическая пассивность, неверие в способность власти повлиять на ситуацию».

АВТОРЫ называют это «синдромом выученной беспомощности». Суть его лучше всего выявляется социально-психологическим тестированием. Респондентов попросили рассказать и нарисовать, с какими представителями мира животных ассоциируются у них существующие и идеальные власть и народ, их взаимоотношения.
И вот, что получилось. В большинстве московских и провинциальных фокус-групп о действующей власти и народе представляли следующее. 30% представляют власть в образе волка, а народ – в образе овец и зайцев. Еще 18% видят во власти льва, а в народе – овец, зайцев и собак. Те, кто увидел во власти тигра, ассоциируют народ опять же с овцами, мартышками и шакалами. Идеальной властью в глазах этих групп стали лев, орел и собака, а идеальными подданными – пчелы, муравьи, собаки, волы, быки, лошади, голуби, попугаи и мыши. В общем, трудолюбивые животные.
На вербальном уровне это выражено так. Народ хочет от власти защиты, тепла, поддержки. Главное – ухаживать за народом, кормить его, содержать в комфортных условиях. Народ оценит это и отработает как положено.

Авторы доклада подводят итог: если власть обеспечит народу хороший уход, народ готов «молчать, потому что жаловаться не на что», и «ходить стадом и подчиняться пастуху». Национальное самосознание народа, – продолжают авторы, – весьма инфантильно. Он обижен на власть, жалуется на ее несправедливость и нечестность, на социальную незащищенность, чувствует себя обманутым и уже ни во что не верит. В представлении об идеальной власти народ готов служить справедливому и патриотичному лидеру, пусть даже ограничивающему свободу, который будет опекать его, кормить и думать за него.

Две трети опрошенных испытывают социальный синдром выученной беспомощности, они считают, что никак не могут повлиять на события, происходящие в стране, и уже не хотят ни на что влиять, демонстрируя пассивность и фатализм. Народу очень хочется перемен к лучшему, но его страшит возможность потерять то, что уже имеется. Основные столпы, на которые опирается любое демократическое общество – закон, выборы, свобода предпринимательства, частная собственность, – почти не упоминаются. Более того, свобода предпринимательства и частная собственность вызывают раздражение. Народ требует повышения мер государственного контроля, не осознавая при этом, что повышение госконтроля над всем потребует расширения бюрократического аппарата, что не сочетается с ненавистью к чиновникам.

Здесь следует заметить, что составители доклада оценивают полученные ими данные исключительно с либеральных и даже либертарианских позиций. Но в главном они достаточно объективны. Суть в том, что: 1) либеральная буржуазия шантажирует бонапартистскую бюрократию народной революцией; 2) народ потихоньку привыкает к мысли о революции; 3) участвовать в революции лично большинство народа не готово и опасается, но если революцию сделает «кто-то другой», он возражать не будет. В общем, народ ждет нового доброго царя.

ЕСТЕСТВЕННО, встает вопрос: а кто это, «кто-то другой»? Доклад ЦСР ценен и тем, что хотя бы начал подбираться к ответу. В числе других фокус-групп была опрошена группа представителей дагестанской диаспоры в Москве, проживающих в столице 5–10 лет, имеющих реальные связи с Дагестаном и регулярно туда ездящих. Исследование показало очень большие различия в культурном и политическом менталитете русского и дагестанского народов.

Так, в представлении о действующей власти наибольшее число «голосов» набрала пара «Власть – сытые собаки, народ – голодные волки, стремящиеся отхватить у собак большие куски» (30%). Еще 20% сравнивает власть с медведем, а народ – с лисами. Не менее характерно, что дагестанцы, оказывается, отождествляют москвичей с властью. Москвичи – это медведи в спячке, потому что у них есть сила, жировые запасы, но они ничем не пользуются, просто спят, слишком благополучно живут. А дагестанцы – злые собаки, оттого что они больны, ранены, поэтому ведут себя дико. Дагестанцы считают себя сильнее и агрессивнее москвичей (русских) и при желании или вынужденной необходимости «съедят» их. Многие говорили, что в перспективе так оно и будет.
Если сравнивать эти данные с данными, полученными от русского населения, то у русских около 40% респондентов ожидают от власти, что она будет кормить народ и принимать за него решения, 60% готовы обслуживать власть, если она будет справедливой.

Представления об идеальной власти у дагестанцев также резко отличаются от представлений русских. Власть – волк, вожак, а народ – волчья стая (30%). Власть – пчелиная или муравьиная матка, народ – пчелы или муравьи (20%).
Вместе с тем дагестанцы, как и русское население, соглашаются с тем, что легитимность обновления власти снижается. Согласны они и в том, что власть стремится к построению авторитарного государства. В сочетании с агрессией, более выраженной, чем у русского населения, по отношению к власти, эти данные заставляют задуматься о том, что готовность к революции или иным насильственным действиям у северокавказских народов уже присутствует, а не является латентной, как у русских.

Впрочем, авторы исследования обнаружили в Москве группу, практически ничем не отличающуюся по своим психологическим установкам от дагестанцев. Это подростки 12–13 лет. В их глазах существующая власть ассоциируется с волком, львом или кабаном, а народ – с тушканчиками, гиенами, лисами и бездомными собаками. Власть – это волки, они опасные хищники, один волк может сожрать десяток тушканчиков. Власть – это лев, который живет за счет других, а народ – гиены, они уже готовы загрызть и уничтожить любого. Власть – лев, а народ – лисы, они наглые, хитрые и каждый сам за себя. Власть – это кабаны, наглые и сильные, а народ – бездомные собаки, которые готовы порвать за кусок мяса. Что же касается идеальной власти, то 90% группы подростков ассоциируют ее с волком, львом или муравьиной маткой, а народ – с волчьей стаей, львиным прайдом или муравейником.

Вот они, этнические и демографические группы, от которых в ближайшее время можно ожидать «более радикальных форм выражения своей гражданской позиции». Другой вопрос – стоит ли делать на них ставку?

…Разговоры о скором пробуждении и прозрении обманутого народа длятся уже два десятка лет, но пока никак не оправдываются. Пора искать объяснение этому «феномену» не в расхожем представлении, что народ будто бы был «обманут», «спал» и «не понимал», что с ним происходит, а в том, что он как раз не спал и все прекрасно понимал. 97% населения взяли чубайсовские ваучеры не в полусне, а вполне сознательно. Массово играть в финансовые пирамиды люди двинулись тоже сознательно…

Поэтому надежды левой оппозиции на то, что народ, наконец, очнется и, психологически возвратясь в советские времена, восстанет против «оккупационного режима», совершенно безосновательны. Если бы и существовала такая машина времени, могущая перенести народ на 20 лет назад, то все повторилось бы вновь. Всем рассуждающим о советской цивилизации пора понять, что именно в собственных недрах этой цивилизации и проросли семена капиталистической реставрации.

Отсюда следует, что все политические расчеты на возрождение власти трудового народа должны опираться на анализ текущего положения дел, а не на мечты о пробуждении народного сознания конца 80-х годов. Упаси нас, Господи, от такого «пробуждения». Каково же нынешнее положение – дает достаточно правдоподобный ответ доклад ЦСР. Ответ, разумеется, далеко не полный, совсем не окончательный, наполненный всяческими либеральными заморочками. И все же над ним надо поразмышлять.

Александр ФРОЛОВ
http://www.sovross.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=592200
Просмотров: 598 | Добавил: yra | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск
Календарь
Архив записей
Наша кнопка

наша кнопка


Ссылки











Рейтинг@Mail.ru Сделать бесплатный сайт с uCoz