Статистика
|
Онлайн всего: 5 Гостей: 5 Пользователей: 0 |
|
|
Главная » 2015 » Январь » 13 » Автор данной статьи вроде надеется на Путина и сам себя опровергает...
21:34 Автор данной статьи вроде надеется на Путина и сам себя опровергает... |
Инновационный ресурс дополнительного образования
Национальная технологическая инициатива, выдвинутая Президентом РФ в прошлогоднем послании, должна послужить инструментом перехода к новому технологическому укладу и обновлению базовых отраслей промышленности, обеспечения национальной безопасности и роста качества жизни людей.
Приоритет на прогнозный период 10-15 лет выражается в инновационном ресурсе всех уровней дополнительного образования, что гарантирует качество подготовки инженерных и рабочих кадров с учетом развития регионов России.
Формула интеграции
Идеолог ГОЭЛРО Ленин руководствовался концепцией долгосрочного развития, где масштабная цель - подъем экономики достигалась нестандартным средством – электрификацией. Оппоненты называли ее «электрофикцией».
Формулу интеграции определила резолюция вождя: “Составить проект электрификации России - это означает дать красную руководящую нить для всей созидательной хозяйственной деятельности, построить основные леса для реализации единого государственного плана народного хозяйства”.
Успех индустриализации обеспечил интегратор науки и производства - самая мощная в мире советская система дополнительного образования.
Ленинский план не стал фикцией благодаря массовой подготовке квалифицированных рабочих, инженеров и ученых при курсе на политехнизацию школы с упором на электротехнику, подъем «на небывалую высоту роли учителя», культурную революцию и ликвидацию безграмотности.
Красной руководящей нитью Национальной технологической инициативы, по ФЗ «Об образовании в РФ», дополнительное, как вид общего образования, будет при интеграции всех уровней общего и профессионального образования.
Решающую роль здесь играет искусство совместить мыслительные процессы школьника и профессионала при «всестороннем удовлетворении образовательных услуг человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании…».
Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р была утверждена Концепция развития дополнительного образования детей.
Анализ Концепции показал: вместо требуемой содержательной системы взглядов или основной мысли на построение плана мероприятий, по факту имеется некое подобие программы с целевым трехчленом, включающим: обеспечение прав ребенка на развитие личности; удовлетворение интереса детей и их семей к образованию; развитие инновационного потенциала общества.
Как говорится, – в огороде бузина, а в Киеве дядька. Объемный перечень задач не может стать инструментом достижения ни одной из поставленных целей.
Симптом провала проекта - отсутствие в перечне ожидаемых, главного результата Концепции, - развития инновационного потенциала общества.
Исследования нейропсихологов подтвердили гипотезу наличия у человека скрытых талантов и уникальных способностей, а также технологий их активизации, в том числе и дополнительного образования.
Научной основой этих технологий служит деятельностный подход и теория поэтапного формирования умственных действий отечественных психологов Алексея Леонтьева, Петра Гальперина и Нины Талызиной.
Интеллектуальный ресурс воспитания самостоятельностью
Инновационный эффект дополнительного образования при интеграции формальной и неформальной составляющей обучения открыл великий немецкий ученый Александр фон Гумбольдт (1769-1859), предложивший студентам одновременно изучать дисциплины и вести научные исследования.
Результатом кумулятивного эффекта совмещения двух процессов мышления - усвоение учебных дисциплин и поиск, нацеленный на новые знания, явилось развитие способностей, потребностей и веры студента в успех решения сложной задачи. Данный эффект служит решающим довеском к усвоению учебных дисциплин базового образования, обреченных, по Эйнштейну, на забывание.
В 1951 году формула Гумбольдта воплотилась в Высшее военно-морское училище инженеров оружия и Московский физико-технический институт.
В отличие от Физтеха, где самостоятельные исследования в научных центрах составляют половину срока подготовки студента, инновационный эффект при подготовке инженера оружия достигался интеграцией требований к строевому корабельному офицеру с научно-техническими, к специалисту широкого профиля.
Главным результатом эксперимента под названием ВВМУинженеров оружия явилось формирование инженера – универсала, способного к поиску и усвоению новых знаний, видов деятельности, образцов оружия и военной техники.
Звездным часом училища явилась историческая миссия по созданию Ракетных войск стратегического назначения. Во главе плеяды военачальников, ученых и организаторов промышленного производства стоит инженер оружия - Главком РВСН и Министр обороны РФ, Маршал России Игорь Сергеев.
Выпускники училища в своих воспоминаниях фиксируют способность мобилизовать в критической обстановке полезные знания и опыт (НВО, 2012 г. «Эксперимент в инженерном образовании: триумф после разгрома»).
Основной принцип дополнительного образования инженера оружия состоял в интеграции обучения и воспитания запредельной нагрузкой младших курсов, воспитании ответственностью за себя и подчиненных, творческом поиске ресурса времени - «личного пространства» для самостоятельного решения потока проблем и потребностей. Плотность программы подготовки воспитывала сильных и “выжигала” слабых духом, повышая надежность выпускника училища.
В дипломной работе будущий инженер искал тактико-техническое обоснование порой экзотического проекта. В дальнейшем, обрастая знаниями и опытом, это решение нередко превращалось в образец оружия. Образовательный итог обеспечивала система практик, включая штурманскую, производственную, с получением начального и среднего профобразования, корабельную, с проведением боевой работы, проектную в КБ и отраслевых НИИ.
Выпускник 1884 года Морского училища (ранее Морской корпус), основоположник современной теории корабля, математик, инженер – исследователь, академик Алексей Николаевич Крылов в своей книге “Мои воспоминания” раскрыл главный секрет дополнительного образования - меньше учить, больше учиться. Средством воспитания самостоятельностью в те годы было ”...обилие свободного времени, не раздробленного на малые промежутки, не занятого чем-нибудь обязательным, когда громадное большинство занималось по своему желанию тем, что каждого в отдельности интересовало...”
Минобороны РФ продолжает борьбу с тенью с основателя ВВМУ инженеров оружия Адмирала флота Советского Союза Николая Кузнецова.
В приказе Министра обороны РФ от 15 сентября 2014 г. № 670 о порядке образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам высшего образования МО РФ наступило на грабли авторов ФЗ «Об образовании в РФ», исключивших из концепции ФЗ даже слово воспитание.
Со скандалом понятие воспитание было внесено на слушаниях в Госдуме.
Попытки уплотнить «личное пространство» губительны для инновационных программ общего и профессионального образования. Примером служит программа Целевой интенсивной подготовки специалистов (ЦИПС).
Дуальное образование специалистов
Дуальное образование является разновидностью дополнительного, где инновационный эффект достигается при интеграции проводимых одновременно программ (пакета) интенсификации теоретической и практической подготовки учащихся к самостоятельной деятельности. Образно выражаясь, - это метод, как «причесать локоны» теоретического знания частым гребнем практического опыта.
В отличие от традиционного тандема, где практика проводится в конце курса, в пакетной схеме и теория, и практика выступают в качестве ориентировочной основы умственных действий на всех этапах процесса подготовки специалиста.
Дуализм пронизывает содержание всех уровней образования.
Не сложно увидеть дуализм в японском математическом образовании, так и его отсутствие в «Концепции развития математического образования в РФ» (Распоряжение Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. № 2506-р).
Директор проекта продвижения дуального образования Российско-германской внешнеторговой палаты (ВТП), доктор Детлеф Фрайхофф напомнил, что в Советском Союзе успешно работала подобная система, но затем навыки были утеряны. Вместо импортзамещения появилась новая «Мистраль» – кредит 10 млрд. руб. на подготовку рабочих кадров, привлеченный Минобрнауки у Международного банка реконструкции и развития (МБРР).
В 1960-е годы Учебный центр РВСН на полигоне Капустин Яр впервые апробировал дуальное образование при перевооружении в короткие сроки 5 полков с ракет Р-5М на подвижный боевой ракетный комплекс (ПБРК) «Темп-С».
По завершении обучения и проведения пуска изделия полки оснащались новой боевой техникой и направлялись к месту дислокации на боевое дежурство.
Первый трехмесячный цикл по схеме «тандем» проходил один полк (8 ПУ).
Проблемы возникли при стыковке по времени теоретических курсов: специалисты прицеливания, стартового и подъемно-транспортного оборудования не могли работать в составе боевого расчета до завершения двухмесячного обучения операторов системы управления. При этом один комплект учебно-боевой техники обеспечивал проведение каждым расчетом не более 3 тренировок.
Жизнь быстро решила эти проблемы. Ответом на угрозу с востока стал приказ перевооружать каждые 2 месяца по два полка, что потребовало задействовать «пакет» теоретической и практической подготовки.
Пакет позволил каждому расчету провести до 5 комплексных занятий, проявить самостоятельность, стремление к анализу ошибок и отказов техники.
Инновация в применении простейших тренажеров стала альтернативой комплексному, созданному выпускником Каспийского ВВМУ В. Логиновым.
Источником роста производительности обучения более чем в 3 раза явились качество документации, отработанной испытателями под руководством М.Катеринича и И. Инбера, инициатива Е.Ануфриева и М. Помолова в организации учебного процесса, взаимозаменяемость инструкторов и преподавателей.
По завершении операции творческий коллектив был расформирован.
Скромный вклад автора в подготовку операторов «Темп-С» и в испытания других ракет отмечен благодарностью Главкома РВСН, а также отзывом Главного конструктора НПО «Автоматика» Н.А.Семихатова на диссертацию «Исследование влияния алгоритмов управления на деятельность операторов ПБРК».
Дополнительное образование ныне служит лесами ФЗ «Закон о соревнующейся Америке», «целенаправленном на укрепление превосходства в технологии, образовании и науке» (см. «План новой индустриализации Америки»).
Инновационный ресурс дополнительного образования определяет курс в импортзамещение законопроекту «О промышленной политике в РФ».
Сергеев Олег http://forum-msk.org/material/economic/10656557.html
|
Просмотров: 352 |
Добавил: yra
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
Архив записей |
| Наша кнопка |
|
|