Статистика
|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
|
Главная » 2014 » Январь » 5 » Классовая борьба для самых маленьких
21:12 Классовая борьба для самых маленьких |
Или чему нас учат стихи детского писателя Джанни Родари?
Борьба между классами наемных работников и буржуазией происходит не только в заводских цехах или на улице во время акций протеста, но и в умах людей. Причем от результатов этого интеллектуального поединка порой зависит больше, чем от победы в конкретном конфликте. Именно поэтому буржуазия стремится закрепить свое господство и ценности с помощью массовой культуры, СМИ, рекламы и многого другого. С самого раннего возраста на человека устремляется шквал информации, убеждающей в несокрушимости существующего порядка вещей. Как победить этот натиск и помочь своему ребенку вырасти достойным человеком? Лучший помощник в этом вопросе – пролетарская культура, которая помогает понять, как устроено капиталистическое общество, и как его можно изменить в интересах трудящихся. Один из ее ярких представителей — итальянский писатель Джанни Родари, рассказавший нам в детстве, что такое эксплуатация, неравенство и революция. Его Чиполлино помнит каждый из советских детей. Стихи Родари отличает простота и гениальность, с которыми автор рассказывал детям о понятных каждому марксисту вещах.
Товарищ Родари
Родари родился 23 октября 1920 года в маленьком городке Оменья на севере Италии. Его отец, булочник по профессии, умер, когда мальчику шел десятый год. В детстве будущий любимец советской детворы увлекался музыкой и книгами. После трех лет учебы в семинарии Родари получил диплом учителя в возрасте 17 лет и начал преподавать в начальных классах местных сельских школ. Ему нравилось работать с детьми, придумывать для своих учеников забавные и поучительные истории. Во время Второй мировой войны после смерти двух близких друзей и заключения брата Чезаре в концлагере Родари вошел в ряды Движения сопротивления, а в 1944 году вступил в Итальянскую коммунистическую партию. Позже он никогда не изменял сделанному выбору. Родари был убежден в том, что свобода, равенство и братство — не пустые слова, что рабочий человек — это самое высокое звание на свете, и что богатство должно принадлежать людям, которые его создают. В 1948 году он стал журналистом коммунистической газеты «Унита» и начал писать для детей. Главный редактор миланского выпуска газеты выделил ему в воскресном номере «Уголок для детей», который имел огромный успех. Восторженные читатели буквально засыпали газету письмами. В конце концов, талантливого журналиста пригласили в столичную редакцию газеты «Унита» и предложили создать приложение — еженедельный детский журнал «Пионер». На его страницах впервые была напечатана сказка «Приключения Чиполлино». Нет смысла перечислять остальные произведения Родари — все они знакомы нам с детства. На международном уровне творчество талантливого итальянца впервые заметили в Советском Союзе. Именно наша Родина стала отправной точкой, с которой началась мировая известность Джанни Родари. Со временем и в Италии его стихи и сказки стали включать в школьные учебники. В 1970 году писатель получил престижную международную награду — медаль Ганса Христиана Андерсена.
Черные дела богатых
Причина популярности произведений Родари заключалась в том, что они не были похожи на «книжки-карамельки» с нелепыми похождениями розового жирафа или приключениями ангелочков, которые были распространены в тогдашней Италии. Он описывал жизнь, которой жили миллионы итальянцев, отцов и матерей маленьких читателей Родари. Наряду с шуточными игровыми стихами он писал и такие строчки:
Мастер плетеной мебели из города Беллуно
Плетет он стулья, Чтоб вы сидели, А сам сидит он на панели. Кто делает автомобили, Бредет по улицам пешком. А те, что вам ботинки шили, Частенько ходят босиком. Порой у пчел нет меда в улье, У земледельца нет земли, А человек, плетущий стулья, Сам на земле сидит в пыли.
Его стихи не были похожи на политические агитки, они завоевывали сердца юных и взрослых читателей своей искренностью. Его произведения и сегодня вызывают чувство солидарности с угнетенными всего мира:
Чиччо
Чиччо в подвале живет, у помойки, Спит на скрипучей, расшатанной койке. Стол хромоногий да табурет - Больше в подвале мебели нет… …В темном подвале со стенки всегда Медленной струйкой стекает вода. Мокрую стенку потрогает мальчик И пососет свой измазанный пальчик.
Он ставил перед детьми взрослые проблемы. Дети понимали его главную мысль — счастливое детство и капитализм не совместимы:
Какие задачи решают взрослые?
Ходят и ваши родители в класс. Школа у них потрудней, чем у вас. Нет в этой школе халатов и парт, Классной доски и развешанных карт. Трудятся взрослые, чуть ли не плача. Взрослым дается такая задача: Вычесть из каждой получки убогой Стол и квартиру и моря немного. Дальше из той же убогой зарплаты Вычесть подметки, набойки, заплаты. А на придачу Дают педагоги Взрослым задачу: - Добавьте налоги!
Свое представление о достоинстве рабочих людей он выразил в знакомых всем с детства стихах «Чем пахнут ремесла?» и «Какого цвета ремесла?«:
«Руки рабочих В масле и в саже. Руки богатых Белее и глаже. Нежные пальцы, Светлые ногти. Нет на них копоти, Масла и дегтя. Знаешь: пускай у них кожа бела, Очень черны у богатых дела!»
«Есть неисправность: плохая зарплата!»
Писал он и о настоящей классовой борьбе, солидарности, о том, как угнетатели всех мастей стараются окончательно поработить трудящихся:
Почтальон
Мы почтальону Кричим вослед: - Куда ты гонишь Велосипед? - Через дорогу В последний дом К одной синьоре Спешу с письмом. - А что синьора Прочтет в письме? - «Не жди к обеду - Твой сын в тюрьме. На гладкой, ровной Стене завода Я вывел мелом: «Мир и свобода». Хоть здесь ошибки Нет ни одной, Меня в участок Отвел конвой. Красиво, ровно Я вывел строчку, Да позабыл я Поставить точку. Ты эту надпись Скорей исправь: Большую точку В конце поставь!»
При этом его стихи не были проникнуты безнадегой и грустью. Родари никогда не забывал, для кого он писал свои произведения. Наравне с рассказами о бедняках он не упускал случая поиздеваться над хозяевами жизни:
«Старье берем»
- Эй, старичок «Старье берем»! Что ты несешь в мешке своем? - Несу башмак без каблука, Один рукав без пиджака, Смычок без скрипки и ошейник, Безносый чайник и кофейник Да котелок из чугуна, Насквозь проржавленный, без дна. Несу министра без портфеля. Он правил без году неделю И призывал страну к войне… Он у меня на самом дне!
Родари объяснял и показывал детворе не только то, что окружающие порядки несправедливы и ужасны, но и то, что борьба за лучший мир возможна и необходима:
Поезда бастуют
- Где тут дежурный? — Здесь я, синьоры! - Скоро ль отправится в Геную скорый? Верно, случилась В дороге беда? Иль изменилось У вас расписание? - Нет. Но пойдут через сутки — не ранее - Все итальянские поезда. Красным сигнальным огнем семафоры Держат на месте товарный и скорый. - Что же, в Италии топлива нет, Иль неисправность пути виновата? - Да, — заявляет дежурный в ответ. - Есть неисправность: плохая зарплата! Поезду нужен огонь и вода, А человеку — питье и еда. Пусть не забудут об этом компании, Чтоб не срывалось у них расписание!
Капитализм – это слезы
Ну, а стихотворение «Слово «плакать» можно смело назвать «Манифестом коммунистической партии», переложенным на понятный детям язык:
Когда-нибудь люди счастливыми будут, Забудут про слезы на свете. И, может быть, дети На книжных страницах, В старинных журналах, Давно обветшалых, Найдут это слово забытое — «плакать» И спросят наставницу хором: - Синьора! Что это значит «Плачет»? Поправит наставница пряди Волос белоснежно-седых И детям Ответит, С улыбкою глядя Сквозь стекла очков золотых. А дети ответа ее не поймут И дома, - Могу вам ручаться, - Глаза свои репчатым луком натрут, Но будут сквозь слезы Смеяться. И вот беззаботных, веселых детей, Задавших мудреный вопрос, Ведут на экскурсию в мрачный музей, В старинный музей Слез. Музей грустноват, но не слишком - Зачем же грустить ребятишкам? К тому же, по счастью, вчерашняя боль Гораздо слабей настоящей. Вчерашние слезы утратили соль И нынче нам кажутся слаще. - Ну что же, давайте музей оглядим, - Наставница скажет ребятам своим. - Вот слезы, которые мать пролила Над сыном, продрогшим в морозы. Вот слезы старухи, лишенной угла. А тут — безработного слезы. Вот слезы мальчишки, что насмерть избит За то лишь, что он чернокожий, - Хоть, кажется, слезы на вкус и на вид У белых и черных похожи… Тут дети прервут этот грустный рассказ: - Синьора! Ведь это же больно! Он плакал? - Нет, всхлипнул один только раз И тут же поклялся: «Довольно!» Так дети счастливые Будущих дней Узнают про слезы Вчерашних детей, О детях в холодных Подвалах и хижинах, О детях голодных, Бесправных, обиженных. И скажет наставница: - Слезы текли, И море соленое смыло с земли Ударом последнего вала Преграду, что счастью мешала.
Стихи для гегемонии пролетариата
В современной России творчество итальянского товарища становится все более актуальным. Образование превратилось в орудие буржуазии по промыванию и стерилизации от крамолы юных голов. Сегодня весьма затруднительно представить детский сад без портрета главы государства и первых уроков, на которых обучают любить буржуазную «родину». В средней школе с самых первых дней на уроках истории, граждановедения, обществознания детей учат закону «твое — не мое», незыблемости частной собственности и опасности эгалитарных идей, особенно при этом, естественно, достается марксизму. То же можно сказать и о культуре для детей в современной России. Соотечественник писателя и основатель итальянской компартии Антонио Грамши учит нас тому, как победить эту систему: необходимо противопоставить ей свою, которая и обеспечит гегемонию революционного пролетариата в духовной сфере общественной жизни. И талантливые произведения Джанни Родари идеально подходят для этих целей.
ПОМИДОРОВ Иван http://www.rotfront.su/?p=2216
|
Просмотров: 406 |
Добавил: yra
| Рейтинг: 5.0/2 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
Архив записей |
| Наша кнопка |
|
|