Статистика
|
Онлайн всего: 6 Гостей: 6 Пользователей: 0 |
|
|
Главная » 2013 » Декабрь » 28 » Магнитку родил СССР
19:08 Магнитку родил СССР |
«Молодая гвардия» подарила нам историю Отечества. Решив еще раз перечитать опубликованную в сборнике бажовский сказ «Медной горы Хозяйка», не мог не обратить внимание на карту едва ли не петровских времен. Там рядом с Магнитогорском стоит знакомый каждому треугольный знак местонахождения железной руды и, главное, дата - 1720 год. Да, именно после Указа Петра I от 10 декабря 1719 года об основных принципах организации и управления металлургической промышленностью и горнозаводским делом в России, поименованного на германский манер Берг-привилегией, вскоре на картах появилась и отметка о Магнитогорске. Ибо сказано в Указе царя: «§ 17. Мы уповаем, что каждый наш подданный сими прибыточными привилегиями или жалованными грамотами к собственному своему и всенародному российскому обогащению подвижен будет, оных подземных богатств проискивать и заводы заводить. Против же того тем, которые изобретенныя руды утаят, и доносить об них не будут, или другим в сыскании, устроении и расширении тех заводов запрещать и мешать будут, объявляется наш жестокий гнев, неотложное телесное наказание и смертная казнь и лишение всех имений, яко непокорливому и презирателю нашей воли и врагу общенародной пользы, дабы мог всяк того стрешися».
Но надо было ждать еще 200 лет, чтобы появился новый великий россиянин - Ленин, который петровский завет о заводах во благо России начал реализовывать «на всю железку».
Будучи в Москве, среди музейных экспонатов обнаружил проекты Магнитостроя 20-х, ленинских годов. Нет правобережья. От Центрального перехода по нынешнему проспекту Металлургов и далее на запад, далеко-далеко, до самого Банного озера, ведет единственная дорога. Вдоль нее уютные коттеджи с приусадебными участками, индивидуальными подземными гаражами. Так по мыслям группы авторов должен был выглядеть Магнитогорск. Другой чертеж - металлургический комбинат (по-тогдашнему еще завод). Легкие трамвайчики доставляют трудящихся прямо в цеха, нет ни пешеходных галерей, ни туннелей. Главенствует зеленый цвет фруктовых посадок вдоль чистеньких проездов к промзданиям и бытовкам.
Идиллическая картинка, не правда ли? Однако простим архитекторам, ведь для них Магнитострой против сонной деревни был, видимо, что для нас рынок вместо карточек.
И все же, можно ли любить Магнит-гору, давшую рождение ММК, определившую суть жизненных устремлений десятков, нет, сотен тысяч наших земляков-магнитогорцев?
«Монстр». Этим загадочным словом именуют комбинат те, для кого он лишь источник вредных выбросов. Такого слова, кстати, в русском языке нет. Французы так называют чудовищ, уродов. Если воспринимать комбинат как автомат для переработки руды в прокат, то, пожалуй, можно и согласиться, видя зловредное дыхание и испражнения «чудовища». Однако ММК — это прежде всего люди, так что оскорбительные ярлыки тут не подходят. Давайте пройдемся по нему.
...Щековая дробилка, магнитный сепаратор, концентрат, возврат, агломашина. Я еще носил пионерский галстук, когда старший брат, выпускник МИТа, привел на гору. Эти слова запомнились, как остались в памяти и чумазые, веселые, говорливые горняки... Природа — не храм, но мастерская и человек в ней работник — это про них, уверенных, умелых, настоящих мужчин, делающих дело. Прошли годы, и мне довелось вложить свой труд в это дело. Появились в обиходе и новые слова — нейтронный влагомер, автоматический уровень, дистанционное управление, автодозатор. Да и прекратились серные дожди, движение вперед налицо. А люди сохранились, конечно, другое поколение, но продолжающее лучшие традиции — порядок, дисциплина, ритм, качество.
... Перенесемся с высокого холмистого востока на север. Здесь коксохим, где мельчайшую, лезущую в глаза и неплотности в одежде угольную, черную, словно сама землица, пыль обращает в звонкий, легкий, жаркий, раскаленный кокс. Краны-перегружатели, транспортеры, коксовыталкиватели — все это руки, умные руки работающих здесь тружеников. Привыкших к шуму, движению, запахам, тряске, огню, ради того, чтобы их продукт уже через час-другой перестал существовать, сгоревши по-данковски, отдав себя во имя других, доменных дел мастеровых. Здешние колдуны, ориентируясь по приборам и еще своей интуицией, потихоньку опускают «пищу» в низ доменной печи, чтобы сквозь пробитую летку, по заранее подготовленному человеком пути, струя (уже металла!) быстро находила себе временное хранилище в чугуновозе.
И снова темп, ритм, борьба за температуру. «Время – деньги» - инкомбанковский лозунг металлургам куда ближе. А миксер принимает новую порцию расплава, чтобы поделиться им со сталеплавильным агрегатом, где также споро, сноровисто орудуют люди. Разливка — и прямым ходом на прокатку, где слитки и слябы нагреют, прокатают, измерят, порежут, профилируют, покроют, смотают, упакуют тысячи и тысячи прокатчиков.
Металлургический конвейер не знает отдыха, он неудержим, потому и обслуживают его даже не две пли три, а целых пять бригад, меняясь каждые 8 часов. Все откладывается в сторону - день рождения, рыбалка, ночь с любимой, митинг. И этому режиму поклоняются десятки тысяч магнитогорцев, для кого жизнь на комбинате - главный смысл жизни. И они также досадуют, что столько дыма летит из труб, что отвалы вокруг все растут, значит, ученым и инженерам есть над чем подумать. «Реконструкция» - об этом мне на пионерском слете рассказывал еще тогдашний «Директор Магнитки» А. Д. Филатов, потом «первые практические шаги» были сделаны при Д. П. Галкине и Л. В. Радюкевиче, но главное произошло в последние пятилетки при И. X. Ромазане, А. И. Старикове и В. Ф. Рашникове.
Не любить Магнитку невозможно!
Спасибо, СССР!
Анатолий Мягков
Магнитогорск
|
Просмотров: 461 |
Добавил: yra
| Рейтинг: 5.0/3 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
Архив записей |
| Наша кнопка |
|
|