Коммунисты Миасса без Зюганова Объединенная коммунистическая партия
Суббота, 28.12.2024, 07:26
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Наша газета



Миасс 

Главная » 2024 » Декабрь » 26 » Навстречу 102-й годовщине образования СССР
17:48
Навстречу 102-й годовщине образования СССР
Решение национального вопроса в Советском Союзе
Доклад на Челябинской региональной научно-практической конференции, посвящённой 100-летию образования СССР
Докладчик - член Центрального комитета Объединённой коммунистической партии Н.К.Федорук

Товарищи!
На территории нашей Родины всегда рядом жили люди разных национальностей. Причём следует отметить, что не было ни одной территории, где бы проживала только одна национальность: всегда рядом жили, скажем, узбеки и туркмены, русские и украинцы, чуваши и татары и т. д. Следует также заметить, что такого количества наций, народностей и национальных групп (этносов) , чьим коренным местом проживания является территория России, вряд ли можно найти. Их более 100.

Какое наследство получил СССР от царизма в национальном вопросе?
«Нам, представителям великодержавной нации крайнего востока Европы и доброй доли Азии, неприлично было бы забывать о громадном значении национального вопроса; - особенно в такой стране, которую справедливо называют "тюрьмой народов", - писал В.И.Ленин в 1914 году «О национальной гордости великороссов».

Что такое «тюрьма народов? «Политика царизма, политика помещиков и буржуазии по отношению к этим народам состояла в том, чтобы убить среди них зачатки всякой государственности, калечить их культуру, стеснять язык, держать их в невежестве и, наконец, по возможности русифицировать их. Результаты такой политики – неразвитость и политическая отсталость этих народов».
Тюрьма народов: - это господство великоросской царской власти, русской администрации, русских капиталистов над нерусскими нациями и народами; разорение их налогами и разного рода поборами, стравливание с русским населением, оказавшимся в национальных районах (например, казачество) путём передачи русским лучших земель, пастбищ, воды; это и сознательное поддержание среди в первую очередь беднейших слоёв (земледельцев, скотоводов, городских ремесленников) низкого уровня грамотности и культуры.
Но тюрьма народов — это и стравливание нерусских народов друг с другом по национальному и религиозному признаку, к которым прибегали господствующие классы как русские, так и инонациональные: это и еврейские погромы, и жуткая резня, с сотнями убитых, на Кавказе между армянами и азербайджанцами (в Нагорном Карабахе, в Зеравшане), межнациональные конфликты между узбеками и туркменами, между таджиками и киргизами и т.д.

Что такое «Решение национального вопроса» в СССР?
Владимир Ильич Ленин в работе «К вопросу о национальностях или об «автономизации», продиктованной в 1922 году, накануне образования СССР, отмечал:
«Необходимо отличать национализм нации угнетающей и национализм нации угнетенной, национализм большой нации и национализм нации маленькой.
По отношению ко второму национализму почти всегда в исторической практике мы, националы большой нации, оказываемся виноватыми в бесконечном количестве насилия, и даже больше того – незаметно для себя совершаем бесконечное количество насилий и оскорблений…
Поэтому интернационализм со стороны угнетающей или так называемой «великой» нации (хотя великой только своими насилиями, великой только так, как велик держиморда) должен состоять не только в соблюдении формального равенства наций, но и в таком неравенстве, которое возмещало бы со стороны нации угнетающей, нации большой, то неравенство, которое складывается в жизни фактически. Кто не понял этого, тот не понял действительно пролетарского отношения к национальному вопросу, тот остался, в сущности, на точке зрения мелкобуржуазной и поэтому не может не скатываться ежеминутно к буржуазной точке зрения.
Что важно для пролетария? Для пролетария не только важно, но и существенно необходимо обеспечить его максимумом доверия в пролетарской классовой борьбе со стороны инородцев. Что нужно для этого? Для этого нужно не только формальное равенство. Для этого нужно возместить так или иначе своим обращением или своими уступками по отношению к инородцу то недоверие, ту подозрительность, те обиды, которые в историческом прошлом нанесены ему правительством «великодержавной» нации». ПСС. Т.45.

В резолюции ХII съезда РКП(б) в апреле 1923 года, т. е. через 4 месяца после образования СССР, «Национальные моменты в партийном и государственном строительстве» программа решения национального вопроса сформулирована следующим образом:
«Правовое национальное равенство, добытое Октябрьской революцией, является великим завоеванием народов, но оно не решает само по себе всего национального вопроса. Ряд республик и народов, не прошедших или почти не прошедших капитализма, не имеющих или почти не имеющих своего пролетариата, отставших ввиду этого в хозяйственном и культурном отношении, не в состоянии полностью использовать права и возможности, предоставляемые им национальным равноправием, не в состоянии подняться на высшую ступень развития и догнать, таким образом, ушедшие вперед национальности без действительной и длительной помощи извне. Причины этого фактического неравенства кроются не только в истории этих народов, но и в политике царизма и русской буржуазии, стремившихся превратить окраины в исключительно сырьевые районы, эксплуатируемые промышленно-развитыми центральными районами. Преодолеть это неравенство в короткий срок, ликвидировать это наследство в один – два года невозможно. Еще Х съезд нашей партии отметил, что “уничтожение фактического национального неравенства есть длительный процесс, требующий упорной и настойчивой борьбы со всеми пережитками национального гнета и колониального рабства”. Но преодолеть его нужно обязательно. И преодолеть его можно лишь путем действительной и длительной помощи русского пролетариата отсталым народам Союза в деле их хозяйственного и культурного преуспеяния. Без этого нет основания рассчитывать на налаживание правильного и прочного сотрудничества народов в рамках единого союзного государства. Поэтому борьба за ликвидацию фактического неравенства национальностей, борьба за поднятие культурного и хозяйственного уровня отсталых народов является второй очередной задачей нашей партии». Цит. по: Сталин И.В. Марксизм и национально-колониальный вопрос. М. - 1938. — С.106-107.
Из приведённых цитат мы делаем вывод: партия большевиков совершенно справедливо считала, что решение национального вопроса в интересах каждой национальности возможно только при социализме, но и успехи в строительстве социализма в СССР в интересах всего трудящегося населения зависят от решения национального вопроса.

В практическом решении национального вопроса И.В.Сталин считал необходимым помочь всем национальным районам:
а) развить и укрепить у себя советскую государственность в формах, соответствующих национальному облику этих народов;
б) поставить у себя действующие на родном языке суд, администрацию, органы хозяйства, органы власти, составленные из людей местных, знающих быт и психологию местного населения;
в) развить у себя прессу, школу, театр, клубное дело и вообще культурно-просветительные учреждения на родном языке.

Однако при этом он считал необходимым учитывать степень развития республик, а потому выделяет 3 группы национальных территорий — в зависимости от уровня экономического и социального развития. Эту программу сразу начать осуществлять в РСФСР, Украине, Белоруссии, в незначительной части Азербайджана, Армении, прошедших в той или иной степени период промышленного капитализма.

В Туркестане и тюркских районах, не прошедших этапа промышленного капитализма и живущих на этапе полуфеодального-полупатриархального (родового) строя, но уже вовлечённые в общее русло советского развития — другая первоочередная задача: сначала помочь ликвидировать пережитки патриархально-феодальных отношений и приобщиться к строительству социализма на основе крестьянских советов, учитывая все особенности данной народности, без механического пересаживания экономических мероприятий центральной России, годных для более высокого уровня развития.

Выделял И.В.Сталин и третью группу: около 10 миллионов человек киргизов, башкир, чеченцев, осетин, ингушей - тех народов, земли которых до последнего времени были объектом колонизации русских переселенцев, захвативших лучшие земли и пастбища и оттеснивших народы в бесплодные пустыни. Задача — вместе с трудящимся русским населением сбросить кулачество вообще, русское хищническое кулачество в частности, и вернуть земли и пастбища трудящимся.

В проведении национальной политики в уже сложившемся Союзе республик и В.И.Ленин, и И.В.Сталин, и решения съездов партии предостерегали товарищей, занимающихся практической работой по национальному вопросу, от двух возможных (лучше сказать, часто встречающихся) ошибок, или, как тогда говорили, уклонов:
1.от великодержавного шовинизма;
2.от национализма в плохом смысле этого слова.

I.Как шло национально-государственной строительство после образования СССР?
Возникали проблемы, откуда не ждали. Так, совершенно серьёзно у некоторых руководителей партии и государства появилось утверждение, что украинцы — это не особая национальность, а просто малороссийская часть русских, и украинский язык — всего лишь диалект русского языка. Только отбили это искажение, как такую же точно версию выдвинули в отношении белоруской национальности и белорусского языка. Вот вам великорусский шовинизм в действии. Отбили это неверное представление — появилось другое: на/в Украине у госчиновников и партаппарата появилось намерение принудительно украинизировать проживавшее там русское население. Разъясняя эту ошибку, тов Сталин говорил, что нельзя это делать насильственно, что быть может, какая-то часть русских, живущих в братской Украине, действительно украинизируется, но это должен быть естественный, а не принудительный, искусственный процесс. Вот вам национализм в плохом смысле.

Не отставали и грузинские товарищи. Известно, что в 1922 году кавказские народы вошли в состав СССР общим государственным объединением: Закавказской СФСР. Это было связано со многими особенностями, в том числе с большим «перемешиванием» народов на Кавказе, кто там только ни жил! Например, в Тифлисе, столице Грузии, проживало армян 30%, грузин — 20%, а полгорода — люди других национальностей. В Баку (Азербайджан) — вообще более десятка национальностей, причём собственно азербайджанцы составляли меньшинство. Главное же — за годы царизма и годы т. н. независимости (1918-20/21) нац.буржуазия (меньшевики, дашнаки, муссаватисты), отводя от себя законный гнев трудящихся, систематически стравливали народы. Потому большевики и ставили вопрос о необходимости существования единой ЗСФСР и о вхождении именно ЗСФСР в состав СССР — до тех, пор, пока не решатся важнейшие национальные и экономические проблемы, не подружатся, если так можно сказать, народы, и не будут подготовлены национальные кадры руководителей для всех трёх республик. И тут пришлось поправлять грузинских руководителей, которые хотели быть отдельной республикой в составе СССР. Объясняя им их неправильные действия, тов.Сталин публично показал, грубо говоря, их шкурный интерес: наличие морского порта в Батуме, источнике поставок многих необходимых для всех 3 республик товаров, в условиях недоверия народов друг к другу, это поставило бы Армению и Азербайджан в зависимость от Грузии. ЗСФСР прекратила существование в 1936 год, именно тогда, когда многие острые межнациональные проблемы были решены, а доверие во многом (не во всём) было восстановлено.

Очень сложно решался вопрос в тюркоязычных республиках. Общий очень низкий уровень грамотности среди трудящихся, особенно в Туркестане, поставил Советское правительство перед необходимостью огромную по площади территорию объединить в Туркестанскую АССР в составе Российской СФСР. А, учитывая местные особенности, привлекать на сторону Советской власти национальную интеллигенцию. И тактика была правильная. Однако многие представители национальной интеллигенции не были сторонниками социализма, зато были одержимы идеей пантюркистского государства, и согласившись работать в Советах, тащили за собой идею только лишь культурно-национальной автономии, то есть не Советские мероприятия ради трудящихся всех национальностей, а только дела своей конкретной национальности и только одного направления: язык, обычаи, т. п. Национализм в плохом смысле был присущ и местным партийным кадрам: они предлагали название «Туркестанская АССР» заменить на «тюркскую», как и название компартии, тем самым ставя нетюркское население в неравноправное положение.

Сложно было заменить местных националистов: кадров не хватало, да и смысла в том было мало — ведь это не русские, а узбеки, туркмены, казахи, прочие местные народы должны были устраивать свою новую, социалистическую жизнь.

Решая проблему кадров, ЦК партии большевиков (Коминтерн) организовало в Москве Коммунистический университет трудящихся Востока, в котором обучались студенты из СССР, из которых готовили партийных и советских работников для национальных советских республик, и иностранные студенты, которых готовили к революционной борьбе в своих странах.
КУТВ имел отделения в Ташкенте, Баку, Иркутске (с лета 1922 года). Преподавали в КУТВ А.В.Луначарский, Л.Б.Красин, М. Н. Покровский, А.А.Губер, И.М.Рейснер, Б.З.Шумяцкий и другие видные партийне и государственные деятели, учёные, в том числе учёные-востоковеды. При КУТВ были открыты также Высшие партийные курсы.
Срок обучения составлял 3 года. Учебная программа имела общеобразовательный характер. Основные отделения: партийной работы и политического просвещения; профсоюзного движения; экономическое; административно-правовое. Студенты КУТВ проходили в том числе и военное обучение в летних лагерях. В КУТВ в 1927—1938 годы издавался журнал «Революционный Восток».
По мере подготовки кадров из местного национального населения и укрепления Советской власти на местах, прошли преобразования в Туркестанской АССР: в 1924 гг. из её состава были образованы Узбекская и Туркменская ССР, в 1929 году — Таджикская ССР, в 1936 г. - Киргизская ССР и Казахская ССР, напрямик вошедшие в СССР. Такая реформа укрепляла юридическое равноправие народов, поднимало самосознание национальных территорий, укрепляла доверие между народами.

В 1939 году в состав УкрССР и БелССР вошли западные территории, бывшие в составе Польши, в 1940 году в состав СССР добавились Латвийская, Литовская, Эстонская, Молдавская ССР, и там тоже пришлось решать национально-государственный вопрос (связанный в т.ч. с классовой борьбой), причём острее он был после изгнания фашистов и окончания Великой Отечественной войны.
Была у нас Карело-Финская ССР, преобразованная затем в автономную республику.
В СССР, в составе самих союзных республик, были созданы 20 национальных автономных республик, 8 национальных областей и 10 национальных округов. Постарались максимально учесть интересы всех народностей.
Скажу особо, что была создана и Еврейская автономная область на Дальнем Востоке (1928 — земли, 1930 — Биробиджан, 1934 — АО), где евреи составляли 18% населения (сейчас — 1,5%).

II.Экономическое развитие, экономическая взаимопомощь.
Выступая перед слушателями Университета трудящихся Востока 30 марта 1925 года, И.В.Сталин поставил перед ними следующие задачи :
1)Создать промышленные очаги в советских республиках как базы для сплочения крестьян вокруг рабочего класса;
2)Поднять сельское хозяйство и, прежде всего, орошение;
3)Поднять и двинуть вперёд дело кооперирования широких масс крестьян и кустарей как вернейший путь включения советских республик Востока в общую систему советского хозяйственного строительства;
4)Приблизить Советы к массам, сделать их национальными по составу и насадить, таким образом, национально-советскую государственность, близкую и понятную трудящимся массам. (См.: Сталин И.В. Марксизм и национально-колониальный вопрос. М. - 1938. — С.156)

Партия большевиков и руководство страны считали в числе главных экономических задач создание промышленных предприятий в национальных районах, справедливо полагая, что это будет решение задачи экономической, т. е. повышение благосостояния граждан. А появление рабочего класса из местного населения будет способствовать росту пролетарского, социалистического сознания.
В национальные районы направлялось промышленное оборудование целых предприятий. Так, в 1930 году уже действовали электростанции в Грузии и Армении, к районам нефетдобычи и нефтепереработки в Баку и Грозном добавились Эмбенский и ряд районов в Средней Азии. Предприятия по добыче цветных металлов — в районах Казахстана. Первые прядильные и ткацкие предприятия в Средней Азии и Закавказье. Маслобойные, шерстеочистительные, кооперированные кустари составляли первую промышленность в отсталых национальных районах.
Следует особо отметить, что первыми работниками этих промышленных предприятий были чаще всего русские рабочие и специалисты. Обучая своей специальности рабочего местной национальности, русский рабочий и сам учился: языку, обычаям, терпению. Но он же учил национального рабочего не только профессии, не только производственной дисциплине (к чему уже был приучен сам), но и новым, социалистическим общественным отношениям. Так формировались не только рабочие кадры — в реальных делах формировалось доверие между нациями, о чём так мечтал В.И.Ленин.

В период Великой Отечественной из западных районов страны на восток, в т.ч. в национальные районы были эвакуированы сотни предприятий вместе с работниками. А сразу в ходе освобождения от оккупации и после войны разорённые районы России, Украины, Белоруссии, получили интернациональную помощь. Жители Казахстана оказывали помощь Орловской, Ленинградской и Сталинградской областям, Узбекистан взял шефство над Днепропетровской и Харьковской областями, трудящиеся Киргизии оказывали помощь Донбассу. Челябинская область была шефом Курской области и т. д.

В послевоенные годы продолжилось планомерное и прицельное экономическое развитие национальных районов, оно привело к значительному росту промышленности и сельского хозяйства. Программа экономической интеграции включила в общую созидательную деятельность каждый район страны, вплоть до самых отдалённых уголков нашего великого многонационального Советского Союза.

III.Постановлка действующих на родном языке суд, администрацию, органы хозяйства, органы власти, составленные из людей местных, знающих быт и психологию местного населения.
Советская власть должна быть понятна трудящемуся населению, поэтому она должна работать на родном языке.
Как решалась проблема родного языка в национальных районах? Не очень трудно это было сделать в/на Украине, в Белоруссии, Армении, Грузии и других национальных регионах, где родной язык уже имеет свою письменность, надо было только открыть школы для трудящегося народа, ликвидировать неграмотность, создать условия для талантливых выходцев из народа, чтобы они получить могли и профессиональное образование — и это всё было сделано.

Труднее это сделать было в тюркоязычных республиках. Во-первых, низкий социальный уровень развития населения, на котором сознательно их держали эксплуататоры, как русские, так и местные национальные, привели к тому, что главной опорой населения на все случае жизни был шариат, то есть толкования корана. Ну, а главными грамотеями — мусульманские священники. И эту проблему могли решить только местные кадры. Какую помощь они могли получить от России? При помощи учёных-языковедов все т. н. мусульманские республики перешли с арабского алфавита (который тюркским языкам не подходил и был препятствием в распространении грамоты) на алфавит сначала латинский, потом кириллицу (где для их звуков были придуманы в том числе и особые буквы). Большие проблемы были с открытием обычных, светских, школ. из-за традиций всё решать по шариату. Если к 1930 году грамотность населения составляла по СССР 62,6%, в БССР — 69%, в/на Украине — 71,3%, в ЗСФСР — 52,1%, то в ТурССР - 24,5%, а в УзбССР — 19,1%. Причём обеспеченность детей начальными школами в последних двух республиках также существенно отставала от других республик и составляла 35 и 34% соответственно (например, в БелССР — 93,4%).

И, наконец, третья группа национальных районов, третья группа народов, живших в лучшем случае на стадии разложения первобытного строя. У этих народов (а их оказалось очень много на Кавказе, на Севере, в Сибири и на Дальнем востоке) языки были бесписьменные. Заслуга главным образом русских учёных-языковедов состоял в том, чтобы «на слух» понять язык, звуки, создать алфавит и грамматику и подготовить учебники для обучению родному языку как взрослых, так и детей. В результате языкового строительства в 1930-е годы были разработаны новые алфавиты практически для всех бесписьменных народов. Для 18 языков Кавказа. Письменность на основе кириллицы была создана и для угорских народов: мордвы, марийцев, удмуртов, коми, обских угров (ханты и манси).
Тогда же письменность получили носители самодийского языка (ненецкий, селькупский), монгольской языковой семьи (калмыцкий и бурятский языки).
Не остались без письменности и палеоазиатские языки — родственно не связанные между собой языковые группы и отдельные языки малых народностей северной и северо-восточной Сибири, Дальнего Востока и арктической зоны Северной Америки: чукотский, корякский, эвенкский, алюторский и керекский языки.
И ещё одна проблему пришлось решать: ведь во всех советских республиках проживало много людей не коренной национальности, много было, в частности, русских — и пришлось бороться как со сторонниками великодержавного шовинизма, так и националистического уклона за то, чтобы, если так складываются обстоятельства, в одной школе были классы для русских детей на русском языке и классы для нерусских детей: пусть дети растут вместе, пусть учатся общаться на равных, пусть с детства вырабатывается интернационализм и воспитывается доверие друг к другу.

У нас в многонациональной Челябинской области (ранее — Уральской) были открыты татарские и башкирские школы, в том числе и татарско-башкирские классы в русских школах и русские школы/классы в Нагайбакском, Аргаяшском, Кунашакском районах — местах компактного проживания татарско-башкирского населения. У нас в Миассе такие школы были в деревнях Новоандреевка и Селянкино.
Татаро-башкирские творческие коллективы были созданы едва ли не в каждом городе и районе, гордость области — библиотека татарской и башкирской литературы имени Шайхзады Бабича в Челябинске и имени Габдуллы Тукая в Троицке.

Стоит отметить, что чаще всего решения по принятию того или иного алфавита на территории малых народов СССР окончательно принимались коллегиально. На конференции собирались преподаватели, поэты, писатели и лингвисты, которые рассматривали варианты алфавитов, составленных экспериментально. Алфавиты, созданные в 1920–1930-х годы — не заслуга одного человека, а поиск, который был необходим большому числу людей. НО только носители языка принимали окончательный вариант письменности, ведь им предстояло учить именно этот алфавит и впредь учиться по нему.
Остались без своей письменности только некоторые очень малочисленные народы (по несколько сот человек).

Какое значение имело появление письменности у народов?
Это возможность учиться на родном языке, писать и читать книги, издавать газеты и журналы. Так, в СССР республиканские, региональные и местные газеты издавались на почти сотне языков, даже на самых малочисленных. Например, газета на хакасском языке "Ленин чолы" выходила тиражом около 6000 экземпляров три раза в неделю для примерно 60 000 носителей языка.
Это и возможность в органах власти вести дела на родном языке.
Это и расцвет национальной культуры, совершенно немыслимый в царской России.

Но не только это. Это ещё и рост национального самосознания от возможности встать в один ряд с другими национальностями, независимо от численности, языка и обычаев, места проживания и образа жизни. Это ещё и доверие друг к другу, особенно доверие к России советской.

Всё это в полной мере относится и к собственной русской России. Она честно и в полной мере выполнила свой долг перед другими нациями и народами, помогая им догонять развитые районы Советского Союза. Но есть один важнейший вопрос, о котором просто необходимо сказать особо. Это роль русского языка и как государственного, и как языка межнационального общения.

“Мы стоим за то, чтобы каждый житель России (...) имел возможность научиться великому русскому языку. Мы не хотим только одного: элемента принудительности”. В.И.Ленин

Изучение русского языка одновременно с родным национальным приобщило граждан разных национальностей к великой русской, а также мировой науке и культуре.
Но именно благодаря русскому языку жители других народов СССР и даже мира узнали о культуре разных национальностей СССР. Сотни русских писателей и поэтов переводили на русский язык национальные творения. Так народы узнали о романах С.Айни (узб-тадж), Ч.Айтматова (кирг), Якуба Коласа (бел), Ю.Дольд-Михайлика (укр.). Кто бы знал аварских поэтов Расула Гамзатова и Фазу Алиеву, балкарца Кайсына Кулиева, татарина М.Джалиля. А есть, например, Авангу — эскимосский писатель, Огдо Аксёнова — долганская писательница и тысячи других.
И всё это — результат решения национального вопроса.

Большим испытанием для Советского Союза стала Великая Отечественная война. Тысячи беженцев самых разных национальностей прибыли в такие нерусские районы, как Закавказье (в меньшей мере), в Среднюю Азию, Сибирь и на Дальний Восток.
Красная Армия была настоящим интернационалом, где ценились не национальность, а мужество в борьбе с врагом: среди 11 тысяч Героев Советского Союза представители более 30 национальностей!
Не произошло никакого межнационального взрыва, на что надеялись враги. Всё ровно наоборот: дружба народов позволила вместе быстрее ковать победу над врагом.
И это тоже лучшее доказательство решения национального вопроса.

К началу 70-х годов в Советском Союзе было достигнуто выравнивание экономического развития всех районов, всех национальных республик, областей и округов, функционировала экономическая интеграция.
Высочайшим стал уровень развития образования и культуры (сегодня, при капитализме, мы это особенно замечаем).
Великие комсомольский стройки (освоение целины, Братская ГЭС, БАМ) собирали интернациональный состав молодёжи. Взаимопомощь (и экономическая, и моральная) стали нормой жизни: вспомним землетрясение в Ташкенте в 1966 году, землетрясение в Армении в 1988 — и помощь всей страны! Нередкими стали межнациональные, в т.ч. межрасовые браки. А с каким размахом и гордостью народ отметил 50-летие образования СССР в 1972 году!
В любом районе нашей необъятной родины человек любой национальности чувствовал себя, как дома. «Мой адрес — не дом и не улица, мой адрес — Советский Союз!» - пели мы.

«В СССР построено развитое социалистическое общество. Это — общество зрелых социалистических общественных отношений, в котором на основе сближения всех классов и социальных слоев, юридического и фактического равенства всех наций и народностей, их братского сотрудничества сложилась новая историческая общность людей — советский народ». Так было записано в
Конституции СССР 1977 год.

Мы можем твёрдо сказать, что национальный вопрос был в СССР решён.
Но не полностью (на это требуется больше исторического времени) и не окончательно.
Перефразируя известные слова, скажем: пока существует капиталистическое окружение, существует и опасность реставрации старых межнациональных отношений и обид, подлинных и мнимых. Ведь открытая борьба за свержение социализма в СССР началась именно с организации межнациональных конфликтов.

И коль скоро настоящее равенство разных национальностей возможно только при социализме, то нет у народов другого пути, кроме как возвращение к социализму.

Или социализм и процветание разных народов, или гибель человечества в различных капиталистических войнах.

Да здравствуют социализм и трудящиеся разных национальностей!
Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
Просмотров: 36 | Добавил: yra | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск
Календарь
«  Декабрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Наша кнопка

наша кнопка


Ссылки











Рейтинг@Mail.ru Сделать бесплатный сайт с uCoz