Два события подвигли меня на написание данной статьи. На днях в Челябинске прошло собрание, посвящённое 20-летию КПРФ. Вернее, два собрания: обкома КПРФ, с жалкой кучкой людей в торжественном зале. И второе, в нём участвовали люди, которые состояли когда-то в КПРФ, но теперь их там нет (чаще всего выбыли в результате погрома, но были и такие, кто выбыл сам). Как расценивать это событие? Это первое.
И второе. На сайте интернет-телевидения krasnoe.tv был размещён опрос: 20 лет КПРФ – что это такое? Наибольшее число голосов собрал ответ «20 лет КПРФ – это 20 лет предательства».
По поводу первого события мне всё понятно. А второе задело за живое. 20 лет предательства? С таким выводом я совершенно не согласна. Это сегодня КПРФ обслуживает интересы власти буржуазии. Но нельзя всё валить в одну кучу. Так было не всегда.
КПРФ в 1993 и в 2013 годах – это разные партии. И этого забывать нельзя.
Как раз в эти дни (5 марта 1993 г.) исполнилось 20 лет со дня образования первой первичной организации КПРФ в Миассе. Мне хотелось бы рассказать о том, что и как мы делали 20 лет назад.
Инициативу по созданию КПРФ в Миассе проявил Владимир Герасимович Костючик, в прошлом начальник главного конвейера и секретарь парткома завода, и было нас тогда всего 5 человек: В.Г.Костючик, Н.А.Вилков, В.И.Коростин, А.С.Суханов и я. Никто из нас не знал, как вернуть социализм, как восстановить Советский Союз. Но нам казалось, что если мы в Миассе (а другие товарищи в других городах) восстановим коммунистическую партию, то партия сумеет поднять народ на возвращение подлинной власти Советов!
Помните, какая дикая антикоммунистическая истерия была в средствах массовой информации, да и во всех направлениях жизни? Купить в киоске газету «Советская Россия» было – не скажу, что подвигом, но поступком точно! Очень непросто было говорить с людьми, но мы это делали.
Мы не понимали, что такое «коммунистическая многопартийность», и летом 1993 года по инициативе В.Г.Костючика в Миассе была создана единая коммунистическая организация путём объединения членов КПРФ, РКРП, а также членов КПСС и сочувствующих, не определившихся с партийной принадлежностью, избран городской координационно-исполнительный совет.
Первым реальным делом объединённой организации коммунистов стал митинг на площади Революции у Мемориала – братской могилы большевиков, депутатов первого Миасского Совета, проведённый 16 июля 1993 года в честь 74-й годовщины освобождения города от колчаковцев и восстановления в Миассе Советской власти. Для всех участников этот митинг был больше, чем просто обращение к советской традиции – он казался символом организованной борьбы за восстановление Советской власти. И о нём написала городская газета.
Большая забота совета – это дать информацию населению о существовании в городе объединённой коммунистической организации, призвать сторонников в свои ряды. Нам повезло: городская газета «Миасский рабочий» откликнулась на нашу просьбу и 22 июля 1993 г. на первой странице поместила подробный рассказ о конференции. А 12 августа 1993 г. на городской актив коммунистических организаций мы собрали уже 45 человек! Главным вопросом стало обсуждение программных целей КПРФ. «Миасский рабочий» 20 августа поместил небольшой отчёт о собрании под заголовком «С позиции коммунистов. За власть Советов!»
19 и 26 августа 1993 года координационно-исполнительный совет подробно обсуждал вопрос, как лучше провести регистрацию коммунистов, которые ещё не установили связь с городской организацией. Был одобрен опыт членов КПРФ нашей первой организации, составивших текст обращения и открыто распространявших его среди работников автозавода, жителей центральной части города, несмотря на оголтелый антикоммунизм и даже угрозы в адрес некоторых коммунистов уволить их с работы.
Совет утвердил то же содержание приглашения на регистрацию коммунистов, и его удалось напечатать в городской газете. Текс гласил: «Уважаемый товарищ! Если Вы разделяете коммунистические убеждения, если Вы хотите мирными средствами, в рамках законов Российской Федерации, бороться за социализм как общество социальной справедливости, общество, в котором гарантируются права и свободы граждан, в том числе права на труд, бесплатное образование и здравоохранение, социальное обеспечение – приглашаем вас восстановить своё членство в наших рядах!». Далее были указаны адреса регистрации.
Усилия инициаторов не пропали зря. К осени были образованы ещё три первички. Представители новых первичек приходили на собрания к нам, коммунистам центральной части города. Как правило, речь вели о создании городской организации КПРФ и совместных действиях.
На дальнейший ход событий колоссальное влияние оказал осенний кризис 1993 года, начавшийся в Москве с разгона законно избранного Съезда народных депутатов Российской Федерации и закончившийся 3-4 октября расстрелом защитников Конституции России.
Члены координационно-исполнительного совета, собравшись на срочное заседание, обсудили возможные действия коммунистов. Выяснилось, что наиболее известным в городе коммунистам постоянно звонят и угрожают физической расправой (мне «повезло» – у меня не было телефона). Совет принял решение: заседания продолжать, но никаких записей не вести. В качестве меры борьбы с ельцинским безумием постановили созвать собрание избирателей центральной части города.
На собрании избирателей присутствовало более 40 человек. Собрание осудило грубое нарушение Конституции России, выразило поддержку Съезду народных депутатов и предложило провести перевыборы как президента, так и депутатов, установить контроль за работой СМИ, дать слово в эфире оппозиции. Звучали предложения отдать Ельцина под суд. Городская газета «Миасский рабочий» дала подробную информацию об этом собрании. А рядом поместила решение союза предпринимателей об их полной поддержке государственного переворота, совершённого Ельциным.
Известно, что после расстрела здания Верховного Совета Ельцин укрепил свою диктатуру путём разгона Советов народных депутатов всех уровней. Однако страх перед возможным сопротивлением народа заставил его отказаться от установления военной диктатуры и объявить о проведении референдума по принятию новой конституции и одновременно – о выборах нового парламента страны.
Координационно-исполнительный совет в этот период работал в очень тяжёлой моральной атмосфере. Тем не менее, коммунисты приняли решение сорвать принятие конституции в связи с её антинародной сущностью. Собрали деньги, заплатили городской газете, и «Миасский рабочий» напечатал полный проект конституции. Это дало нам возможность вести предметную, а не абстрактную критику ельцинского проекта. 12 декабря на всех избирательных участках работали наблюдатели от коммунистов (у нас были направления от обкома РКРП). И пусть маленькая, но победа у нас была: в Миассе за Конституцию проголосовало 49 % избирателей, 51% был против.
3 марта 1994 года прошло первое заседание организационного комитета по созыву Миасской городской учредительной конференции КПРФ. От северной части города на нём присутствовали Г.Ф.Костин, В.А.Ладейщиков, Н.А.Обухов, от центральной – В.Г.Костючик, А.С.Суханов, Н.К.Федорук, от строителей - В.П.Бурнаев, А.И.Морокко, Э.В.Шалагин, от пенсионеров машгородка – П.И.Козырев, А.И.Чумаков, от старого города – Л.Г.Панфилов. Председателем оргкомитета мы избрали В.Г.Костючика, заместителями – В.А.Ладейщикова и В.П.Бурнаева.
До созыва учредительной конференции оргкомитет провёл 7 заседаний. Безусловно, на повестку были вынесены вопросы, связанные с подготовкой конференции. 24 марта 1994 года газета «Миасский рабочий» на первой полосе поместила развёрнутое обращение оргкомитета к коммунистам г.Миасса: «…Занимать сегодня выжидательную политику – значит способствовать укреплению антинародного режима, позволить ему и дальше продолжать «дикую» капитализацию страны, политику ограбления, обнищания и вымирания россиян через «шоковую терапию», ваучеризацию и т.д. Мы призываем всех тех, кто считает себя коммунистом, сторонником социальной справедливости, демократии, законности определить своё место в коммунистическом движении и перерегистрироваться в рядах Компартии РФ…». Были даны телефоны и фамилии секретарей уже созданных партийных отделений.
Одновременно оргкомитет решал серьёзные проблемы, заменяя, таким образом, будущий горком КПРФ. Г.Ф.Костин проинформировал нас о том, что объявлены выборы в областную Думу. Оргкомитет принял решение вместе с РКРП и движением друзей газет «Правда» и «Советская Россия» выдвинуть кандидатом в областные депутаты бывшего председателя Миасского городского Совета народных депутатов беспартийного М.Ю.Жмаева, помочь ему в сборе подписей.
Тогда же был установлен контакт со златоустовскими коммунистами. Нам очень помогал обмен опытом работы: что-то удавалось нам, что-то – им. Так, златоустовские коммунисты выпускали (типографским способом, хорошим тиражом!) еженедельную газету «Маяк». Миасские коммунисты подключились к её изданию: в каждом номере целая полоса была из наших, миасских, материалов, каждую неделю «по эстафете» свежий номер поступал в город, мы его распространяли на предприятиях (одно время газету даже продавали в киосках).
Остро сложилась ситуация по поводу гипсовой скульптуры В.И.Ленина на центральной площади. С момента установки в начале 80-х гг. она считалась временной, на это место по заказу Миасского горкома КПСС к 1990-му году ленинградский скульптор Трояновский изготовил памятник из камня. А тут запрет КПСС, другие события, - установить новый памятник не сумели. На заседании оргкомитета 10 марта Э.В.Шалагин (он был начальником управления коммунального хозяйства городской администрации) рассказал нам, что получил указание снести памятник В.И.Ленина. Наша реакция была мгновенной: В.Г.Костючик с большой группой товарищей пришёл к заместителю главы администрации, выразил протест и добился следующего решения: существующий памятник памятник В.И.Ленину власти не будут убирать, пока не подготовят установку нового, который находился на ответхранении на автозаводе.
А 3 апреля 1994 г. мы понесли тяжёлую потерю: скоропостижно скончался В.Г.Костючик - организм не выдержал непомерной физической и моральной нагрузки. Его ношу по просьбе оргкомитета возложил на себя В.А.Ладейщиков.
Приближалась 124-я годовщина со дня рождения В.И.Ленина. Делом чести коммунистов было привести памятники В.И.Ленина в порядок (а на волне антикоммунистической истерии именно они стали главными объектами вандализма). 16 апреля коммунисты обеих коммунистических партий и наши сторонники вместе с работниками ЖЭКов (!) ремонтировали, красили, мыли памятники в парке автозавода, в старом городе, на центральной площади, а 22 апреля возложили к памятникам цветы – и это имело в городе большой, положительный для коммунистов, резонанс.
I (учредительная) Миасская городская конференция КПРФ проходила 23 апреля 1994 г. На ней присутствовал 31 делегат уже от 5 первичных организаций КПРФ. Конференция постановила: «1.Создать Миасскую городскую организацию Коммунистической партии Российской Федерации. 2.Важнейшей задачей избранного исполнительного комитета на 1994 год считать деятельность по координации работы первичных организаций по подготовке и проведению выборов в местные, областные и федеральные органы исполнительной и законодательной властей…». Тайным голосованием были избраны 7 членов городского исполнительного комитета и 5 членов контрольно-ревизионной комиссии, открытым голосованием конференция определила их руководителей. Председателем исполкома КПРФ (так тогда назвали эту должность) стал В. А. Ладейщиков, его заместителями – В. П. Бурнаев и Н. К. Федорук; председателем контрольно-ревизионной комиссии – Н.А.Вилков. Цитирую протокол: «Делегаты конференции завершили работу исполнением гимна международного коммунистического движения «Интернационал».
Весь апрель 1994 г. мы решали вопрос с городской администрацией о проведении Первомайской демонстрации (последняя была в 1991 году). Власть не могла запретить саму демонстрацию, но не разрешила движение по проспекту Автозаводцев – центральной улице города, «если хотите – идите закоулками». И мы постановили: демонстрации - быть, не пускают на проезжую часть – пройти по тротуару, но обязательно по проспекту Автозаводцев, от Дворца автомобилестроителей до центральной площади, а на площади провести митинг. Много было переживаний, придут ли люди, как воспримет город, не будет ли открытого противодействия властей. У меня сохранилась маленькая, плохонькая фотография: колонна демонстрантов идёт по тротуару, с плакатами и флагами. Помню недоумение, а затем длинный «хвост» неорганизованных миасцев, потянувшихся за нами на центральную площадь города, на митинг.
Большим достижением коммунистов стало создание общественного движения друзей газет «Правда» и «Советская Россия», во главе которого стояли члены КПРФ Т.Н.Потапова и А.П.Глазырин. Движение организовало регулярное поступление в город по альтернативной подписке (значительно более дешёвой, чем на почте, с гибким графиком оплаты) НЕСКОЛЬКИХ СОТ (!) номеров «Советской России». Т.Н.Потапова и актив движения разносили, развозили газету по нескольким десяткам пунктов (в библиотеки, киоски, дома культуры, клубы, т.п.), откуда её забирали подписчики.
Я рассказала только про первый год работы Миасской городской организации КПРФ. Листаю протоколы тех лет и вспоминаю не только обстановку, но и дух того времени. Мы встречались еженедельно – и это не было нам в тягость, хотя собачья капиталистическая жизнь заставляла бегать минимум по двум работам. У коммунистов не было никаких платных должностей и никаких платных работ (и наблюдатели на избирательных участках работали, что называется, за идею). Напротив, помимо взносов мы очень часто сдавали деньги на какие-нибудь дела, причём очень активно нам помогали и сторонники партии. Зато было очень много того, что я называю самоотверженностью. Мы верили, что действуем правильно, и что нам удастся поднять народ против капитализма. Городская организация росла численно, а вместе с ней рос и её авторитет.
Когда наступил перелом? Мы много раз с товарищами говорили на эту тему, и сошлись всё-таки на том, что это 1996 год, странные результаты выборов президента РФ и всех нас поразившее торопливое (если не сказать угодническое) поздравление от Зюганова Ельцину.
Мы дали себя увлечь (и сами заблуждались, вполне искренне) той порочной идеей, будто можно прийти к новому социализму путём победы на буржуазных выборах, которые проходят под контролем власти буржуазии.
Организация КПРФ в Миассе практически до середины 2010 года активно и честно выполняла свой долг, считая возможным исправить положение в партии самым что ни на есть уставным способом: мы направляли письма в центральные органы партии, в партийные СМИ, возмущались тем, что не получали ответов и вновь обращались… К сожалению, мы долго не хотели поверить, что метастазы буржуазного перерождения расползлись не только в «голове», но и во всей партии. Погромы в региональных партийных отделениях показали, что мы партию проспали.
Сегодня КПРФ полна представителей буржуазии, особенно на постах секретарей горкомов, райкомов, обкомов, поскольку для них это прямой путь к депутатским местам, нехлопотной деятельности и – как минимум – защита от уголовного преследования. Схема отработана до звонкости: некий бизнесмен становится «первым секретарём», своих работников объявляет «членами партии» и т.д. Все давно уже в курсе, как олигархи покупают места от фракции КПРФ в Заксобраниях областей или в Госдуме.
Вот теперь можно совместить понятия «КПРФ» и «предательство интересов трудящихся». Та КПРФ, которую мы восстанавливали 20 лет назад, умерла. По ней вполне можно справлять тризну.
Но этого мало. Если мы не сделаем правильных выводов, то в будущем можем совершить такие же ошибки. Мы должны признать, что путь к социализму НЕ лежит через победу коммунистической партии на выборах в буржуазный парламент. На борьбу за власть партия должна организовать трудовой народ. Это первое. И второе: каждый коммунист должен заниматься реальным партийным делом, быть в курсе всех дел партии и иметь возможность влиять на её деятельность.
Коротко. До вступления в 2005 году в КПРФ политикой почти не интересовался. Окунувшись в партийную жизнь, понял, что это оппортунистическая и ревизионистская организация, изначально создаваемая режимом как его левая опора. До начала 2011 года думал, что ситуацию можно изменить ведя марксистскую пропаганду изнутри, но благодаря преобладанию там стариков, карьеристов и мелких предпринимателей это невозможно. Не представляю никакой организации ведущей "за собой трудящиеся массы...", ибо нам ещё предстоит её создать; и мы, скорее всего, сможем создать этот авангард пролетариата, если не погонимся за "миражом" "Союза Трудящихся", внутри которого каждая "коммунистическая" партия будет рвать малочисленный актив в свою сторону. Сначала - революционная ситуация, а потом Советы, и никак наоборот. (Кстати, можете же ставить комментарии по порядку...)
Лучше поздно, чем никогда, признаться в своих ошибках, заблуждениях.. Но. Вот опять упоминание о количестве заседаний как о положительном явлении, хотя должно быть скорее наоборот - чтож вам мешало быстрее найти верное решение. Да и тревогу коммунисты, а не просто члены, должны были забить сразу, узнав: о воцерковленности Председателя, об установлении им лимита на революции, а это 93, 94 год.
Посетителям нашего сайта будет приятно почитать, как Вы и Ваши товарищи быстро и -главное - все вместе, организованно во всём разобрались ещё в помянутые Вами годы, а потому коммунистическая организация, которую Вы представляете, теперь активно и бескомпромисно ведёт за собой массы трудящихся на борьбу за социализм. Поделитесь! Наталья Федорук
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]